Деловой журнал
Главная Писать нам Карта сайта
Поиск:   




    О журнале     Онлайн версия     Архив     Контакты


Бой с тенью

 

Что может быть банальнее, чем найти общий язык с чиновниками с помощью шелестящих купюр? Возможно, такой «GR» кому-то кажется наиболее подходящим способом отношений с властными структурами. Однако, как точно выразился креативный директор PR-агентства «Проект Медиа» Глеб Котов, взятки - это «скорее тактические вопросы ежеминутного выживания бизнеса». Если же собственник заботится о долгосрочных перспективах, он должен думать о стратегическом сотрудничестве с органами власти. А здесь уже без профессионалов не обойтись.
Взаимодействие с органами государственной власти в разных организациях сегодня осуществляется по-разному. Зачастую функции GR-менеджмента распылены между генеральным директором, юристом, PR-отделом... Первый устанавливает связи с ключевыми чиновниками, второй ведает получением сертификатов и разрешений, третьи работают над созданием положительного имиджа компании... Хорошо, если вся «упряжка» движется в одном направлении. Так или иначе, для собственника, который заботится о долговременном эффекте от взаимоотношений с властью, оптимальным вариантом было бы передать «околоправительственные» функции сотрудников в одни руки.

Специалист по GR

В крупных российских организациях и представительствах иностранных компаний налаживанием отношений с властью занимаются GR-специалисты и целые департаменты. Собственный GR-менеджер обходится компании довольно дорого. По различным оценкам, зарплата рядового специалиста в Москве варьируется от $700 до $3000. Руководитель отдела стоит от $5000 до $15000. Часто в штат службы по взаимоотношению с властью берут бывших политиков и чиновников. От «звездности» таких персон зависит уровень вознаграждения, который колеблется в размере от $25000 и выше. Однако, несмотря на высокие оклады, GR-профессионалы не торопятся занимать вакантные должности. По оценкам московских агентств, предложение в два-три раза превышает спрос. Рекрутеры объясняют этот факт нехваткой грамотных специалистов, способных выстроить результативные отношения с государственными структурами.
В регионах ситуация несколько иная. Так, в нижегородских кадровых агентствах не только нет и не было заявок на GR-менеджеров - большинство рекрутеров даже не слышали о существовании таких специалистов. Отсутствие обращений с просьбой найти сотрудников с подобным набором функций они объясняют тем, что эти сотрудники могли бы понадобиться лишь крупным предприятиям, чьи службы по подбору персонала сами закрывают вакансии.
Бюджет крупных региональных компаний на установление цивилизованного диалога с чиновниками сравним с затратами на рекламу. Однако даже таким компаниям не удается решить все без исключения задачи с помощью собственных GR-ов. Свои специалисты могут «пробуксовать», если интересы бизнеса требуют выхода в другие регионы, где существуют свои «правила подковерной игры». Изменения в законодательстве, угрожающие существованию компании, требуют более мощных рычагов влияния на федеральном уровне. Потребность в диалоге с представителями властных структур может быть единовременной, нацеленной на решение конкретной проблемы. Для всех этих случаев подходит вариант аутсорсинга. Сторонних профессионалов можно найти в специализированных агентствах и отраслевых ассоциациях.

PR-агентства


В контексте «правительственных отношений» PR-агентства занимаются тем, что формируют позитивный имидж компаний в глазах чиновников. Одна из самых распространенных форм взаимодействия бизнеса и власти - совместные мероприятия, конференции и «круглые столы», которые и организуют PR-агентства. В московском агентстве «Проект Медиа» привели пример одного из своих проектов. Это был «круглый стол» для руководства Аэрофлота и представителей межфракционного депутатского объединения «Авиация и космонавтика России». Обсуждались проблемы отечественных авиапроизводителей и авиаперевозчиков, а также угроза авиационной безопасности России, связанная с большими пошлинами на закупку иностранной летной техники. В результате мероприятия в Госдуме прошел расширенный «круглый стол» по проблемам отечественной авиационной отрасли, где был поднят вопрос о возможном снижении пошлин.
Конференции и семинары с участием чиновников практикуются и на региональном уровне. По мнению Аси Векслер, директора нижегородского агентства «PR-Эксперт», подобные мероприятия и есть региональный GR. В качестве примера успешной GR-технологии на местном уровне она приводит случай из практики, когда инициированная агентством пресс-конференция помогла привлечь внимание к существованию административных барьеров, сдерживающих развитие регионального рынка баллонного газа. «Попытки одной компании выйти на региональный рынок были безуспешными из-за «административных препон» в областном правительстве, - рассказывает Векслер. - Тогда на пресс-конференции нам пришлось спровоцировать открытый конфликт с представителем профильного министерства, который заявил, что «частник все равно не впишется в рынок, даже если его цены будут ниже». Руководитель компании, интересы которой мы защищали, публично пообещал подать в антимонопольные органы жалобу на областное правительство. Ситуация получила огласку, кроме того, пришел новый губернатор, и проблема была решена за короткий срок. На региональном рынке появился новый игрок, предложивший более низкие цены. Благодаря его присутствию компания, традиционно считавшаяся газовым монополистом нижегородского рынка, не смогла установить повышенные цены на баллонный газ».
Совместные мероприятия, проводимые профессиональными агентствами по связям с общественностью, выполняют важную функцию предоставления площадки для ведения совместного диалога, что позволяет найти точки соприкосновения между чиновниками и бизнесменами, обозначить взаимные претензии.

GR-агентства

Возникновение специализированных GR-агентств было обусловлено не только стремлением к более высокому уровню профессионализма. Красноярское агентство «GR-Консалтинг» выросло из PR-агентства, предлагающего широкий спектр услуг: маркетинговые исследования, подготовку бизнес-планов, PR-мероприятия и GR. Весь этот багаж создавал путаницу в головах потенциальных клиентов, в то время как агентством давно была сделана ставка на GR, остальные услуги были дополнительными. «Термин «PR» часто воспринимают либо как рекламу, либо как что-то скандальное, связанное с политикой или недобросовестной конкуренцией, - поясняет Владислав Пискунов, координатор проектов «GR-Консалтинг» (г. Красноярск). - Под формулировкой «продвижение проектов в органах власти» многие подразумевают сомнительное посредничество между бизнесом и коррумпированными чиновниками. Поэтому мы отказались от рекламы некоторых услуг и стали использовать для обозначения своей деятельности термин «GR-консалтинг».
Специализированные GR-агентства чаще всего предлагают услуги по получению разрешительной документации, помощь в лицензировании деятельности, разработку документов для продвижения компаний и проектов, участвующих в муниципальных и региональных программах. Основные методы взаимодействия с органами государственной власти - организация встреч с чиновниками, инициирование рассмотрения вопросов на заседаниях соответствующих комиссий, «привязка» бизнес-задач и отдельных проектов к общественно значимым целям.
Услуги GR-агентств востребованы не только крупными компаниями, но и представителями малого бизнеса, констатирует управляющий партнер компании «Магистраль СБ» Алексей Левченко. «В настоящее время компании и собственники часто оказываются впутанными в хозяйственные споры, становятся объектами рейдерских атак, испытывают проблемы из-за внутренних конфликтов, против них затеваются неоправданно затяжные проверки правоохранительных органов, - перечисляет он. - С другой стороны, многие бизнесмены средней руки зачастую сами являются инициаторами агрессивных экономических действий, связанных в основном с недвижимостью, а также с борьбой за определенное место на рынке».
Что касается отраслевой принадлежности клиентов GR-агентств, то и петербуржцы, и красноярцы отмечают повышенный интерес к своим услугам со стороны строительной отрасли. Владислав Пискунов («GR-Консалтинг») объясняет это зависимостью строительного бизнеса от «административного ресурса» и от бюрократических проволочек со стороны государственных органов. Минимальная цена лоббистского пакета может начинаться с суммы в 5000 евро, однако вложения с лихвой окупаются. По словам Алексея Левченко
(«Магистраль СБ»), около 80% проектов являются успешными, и это можно считать большим достижением. В красноярском агентстве привели пример проекта по подготовке одной небольшой компании к участию в региональной программе, позволяющей получить льготное бюджетное финансирование. Однако оно не понадобилось, поскольку «план» был «перевыполнен»: усилия специалистов, которые вели проект, увенчались контрактом клиента с иностранным инвестором на сумму в десять раз большую, чем ожидалось изначально.

Отраслевые ассоциации и торгово-промышленные палаты

На законодательном уровне повлиять на создание благоприятных условий для ведения бизнеса могут торгово-промышленные палаты и отраслевые ассоциации. Как пояснили в юридическом отделе Торгово-промышленной палаты Нижегородской области, изучение вопросов законодательства «традиционно является одной из приоритетных областей работы Палаты». Для усиления этого направления с 2002 года организация начала привлекать предпринимателей к подготовке изменений и дополнений к законам. В дополнение к этому, юридический отдел ТПП занимается мониторингом законодательства, сбором и обобщением информации о проблемах правоприменительной практики. Тесное взаимодействие нижегородской Палаты с Законодательным собранием Нижегородской области позволяет осветить позицию предпринимательства, выразить мнение о положительном или отрицательном влиянии той или иной нормы. В результате на Всероссийском налоговом форуме, прошедшем в апреле 2007 года в Москве, ТПП Нижегородской области представила свои предложения в сфере НДС, государственной регистрации юридических лиц и ИП, бухгалтерского и налогового учета.
Примером удачного решения спорной ситуации в рамках существующих законов может быть деятельность Нижегородской Ассоциации предприятий быстрого питания. Когда в 2005 году из-за эпидемии гепатита создалась реальная угроза закрытия всех точек быстрого питания в Нижегородской области, ассоциация взяла на себя функцию по защите прав предпринимателей. Многочисленные переговоры с представителями властных структур позволили заключить договор с Министерством поддержки и развития малого предпринимательства и с территориальным объединением Роспотребнадзора. По принятому соглашению, члены ассоциации взяли на себя обязательства по контролю за качеством отпускаемого товара. Конфликт был разрешен.
Взаимоотношения между коммерческими и властными структурами могут и должны быть цивилизованными. Вопрос в том, насколько готовы к этому сами компании. Алгоритм вручения представителю власти заветного конверта сводится к наличию у бизнесмена опыта подобных «переговоров», сбору информации о положительном либо отрицательном исходе «сделки», и, в последнюю очередь, к опасению за возможные негативные последствия. И все-таки взятка - это гораздо проще, чем последовательно (и тоже не бесплатно) выстраивать отношения с властными структурами. «Когда формирование стратегии взаимодействия бизнеса и власти станет обычной практикой среди компаний - тогда мы заживем в другой, наверное, нормальной стране», - сказал в заключение один из экспертов.



свежий номер


 
 
603006, Нижний Новгород, ул. Провиантская, 47, оф. 502.
Тел. +7 831 218-36-93, +7 831 218-61-83 (размещение рекламы)
Copyright © 2007-2017 «b-mania.ru»