Деловой журнал
Главная Писать нам Карта сайта
Поиск:   




    О журнале     Онлайн версия     Архив     Контакты


Поединок с собой

 

Когда заходит речь о персональном брэнде лидера, многие тренеры советуют заранее поработать над своей «упаковкой», призванной создать у окружающих нужное впечатление. Бизнесмену такой подход более чем понятен: учитывая законы брэндинга в целом, именно так и следует поступить. Однако «человеческий фактор» может исказить всю суть этой технологии. Есть более естественный способ: действительно стать выразительной личностью, способной убеждать и вести за собой.
– Аман Ягмурович, как получилось, что вы, режиссер театра, пересеклись с бизнесом?
– Ставил спектакли для Score, проводил занятия по актерскому мастерству с самими «скоровцами»... До того, как мы запустили «Школу персонального брендинга», давал частные уроки по развитию коммуникативных навыков. Можно найти много вещей, которые в бизнесе и театре схожи. Например, чтобы успешно провести важные переговоры, нужно быстро находить точные ответы, уметь повернуть ситуацию в выгодное для себя русло. А это ничто иное, как импровизация.
– Каким образом формировалось предложение «Школы персонального брендинга»? По каким критериям отбирались курсы?
- Пять курсов, которые мы объединили в один проект, очень тесно взаимосвязаны. Два из них – базовые, это «Курс тела и движения» и «Курс голоса и речи». В их основе соответственно лежат актерское мастерство и ораторское искусство. О пользе умения импровизировать я уже сказал. «Психологические координаты жизни человека» выявляют те «пробелы» в имидже, над которыми нужно работать. У всех они разные. Для того, чтобы измениться, нужно сначала определить свой «потолок». Если бы мы не знали, каких высот может достичь человеческая мысль, мы бы до сих пор жили в пещерах и считали это нормой. А чтобы узнать, на что ты способен, нужно не бояться «прыгать выше головы» и делать то, что тебе не свойственно. Например, человек никогда в жизни не кричал, он всегда говорил шепотом. Пусть попробует крикнуть так, чтобы зал из тысячи человек услышал. Иначе его «ораторское искусство» так и останется на уровне шепота. Есть люди от природы выразительные, а есть «зажатые». Но это не значит, что человек не эмоционален, это значит, что он «сидит» в определенных комплексах.
– По-моему, понятия «бизнес» и «комплексы» не совместимы.
– Можно «быть», а можно «казаться». Бизнесмен хочет выглядеть так, будто у него нет никаких комплексов. На самом деле среди бизнесменов очень много «тяжелых» людей, вечно загруженных своими проблемами: где, как, почем, не обошли ли их конкуренты…Пока бизнес работает на достижение собственником определенного уровня благосостояния, такой внутренний мир не слишком мешает. Но если владелец бизнеса ставит перед собой цель вывести компанию на межрегиональный, федеральный, мировой уровень – тут уже не достаточно просто уметь зарабатывать деньги, нужно быть убедительным, «заразительным». Мне вспомнилась книга «Как чашка за чашкой строилась Starbucks»*. Начав с маленькой кофейни, владелец Sturbucks Говард Шульц развил всемирно известную «кофейную» сеть. Эту Success Story пронизывает очень глубокая мысль: успех любого брэнда напрямую зависит от таланта его создателя заражать энтузиазмом окружающих. Шульц заражал своей страстью к кофе всех сотрудников, тысячи людей. А начиналось все с идеи напоить кофе весь мир.
Иногда человек не решается на поступок из-за какой-нибудь мелочи. Я сейчас не рассматриваю индивидуальные характеристики человека, врожденные и приобретенные – его страхи, психические болезни, отношение к жизни, эмоциональный настрой, его образование, воспитание и так далее. Все «лишнее» нужно убирать, расслаблять, выбрасывать. Но есть и мелочи, которые негативно сказываются на имидже. Почему человек не смотрит собеседнику в глаза? Возможно, его в школе ругали, а может быть, у него просто плохое зрение, и он стесняется носить очки. Подсказать ему, как это выглядит со стороны? Да. Но сделать это нужно настолько деликатно, чтобы он сам осознал: с этим нужно что-то делать. Хорошо, когда человек сам признает свои недостатки и хочет их исправить.
– А если не хочет, зачем тогда к вам обращается?
– Я могу назвать как минимум две причины, по которой бизнесмен, обратившись в «Школу персонального брендинга», не спешит меняться.
Во-первых, все почему-то думают, что за них будет работать консультант. Что из них кого-то «сделают». Это «истинно русская» черта - леность. Не физическая лень, а леность ума. Те, кто думал своим умом, на Руси всегда считались «белыми воронами». Леность ума русского человека сложилась не в советский период, а задолго до него. За русских «думали» монархи, община…На Западе у людей тоже есть стереотипы, заложенные генетически, но они в корне отличаются от наших. Западный человек рождается с установкой: чтобы обеспечить себя и семью, он должен стать личностью. Для русских это правило приобретает значимость только в последнее время.
Второй момент: бизнесмены – это «трудные» ученики. У них на все своя точка зрения, их сложно в чем-то переубедить, и еще сложнее указывать им на их недостатки. Не каждый бизнесмен захочет открываться перед другими людьми. И перед специалистом откроется далеко не сразу и не на сто процентов. Отсюда и спрос на индивидуальные занятия, хотя эффективнее работать в группах по два-четыре человека. Многие предпочитают занятия на своей территории, в то время как привычная обстановка может только навредить. Лучше, наоборот, по возможности поместить человека в новые для него условия.
– Должна ли обстановка быть комфортной, или, наоборот, максимально жесткой?
– Главный критерий помещения для занятий - наличие свободной площадки, на которую можно вывести человека перед группой. Или перед воображаемой группой. На этом пространстве и проверяются «зажимы» в психофизике, умение хорошо говорить.
– Возвращаясь к курсам: самое большое количество занятий отведено актерскому мастерству. Но вы же не собираетесь из бизнесменов делать актеров?
– Мне часто задают этот вопрос. Многие думают: зачем бизнесмену актерское дело? Но человек играет всю жизнь, с детства. Только с годами делает это все хуже. Взрослый человек становится заложником морали, воспитания, общественного мнения - и перестает быть свободной личностью, начинает сдерживать свои эмоции.
Ребенок всегда выигрывает, потому что он открыт в игре. А теперь представьте себе возможности бизнесмена, который умеет так играть, что все окружающие видят: он открыт в игре. Люди не замечают, как оказываются в эту игру вовлеченными.
– Нет ли здесь обратного эффекта, когда окружающие понимают, что человек владеет каким-то искусством, и перестают ему верить?
– Если окружающие видят фальшь, это может означать лишь одно: человек очень плохо играет. Если бы я сейчас начал объясняться вам в любви и при этом плакать, вы бы мне поверили. Не озвучь я это намерение – уверяю вас, вы могли бы мысленно недоумевать, какая муха меня вдруг укусила, но у вас бы не создалось ощущения, что я затеял эту игру специально.
– Отличается ли работа по развитию коммуникативных навыков у бизнесменов и у политиков?
– Брэнд бизнесмена не ограничен публичностью, его рамки несколько шире, чем у политика. В целом технология работы над имиджем аналогична в обоих случаях.
– Вы говорите, что можно создать личный брэнд, оставаясь при этом самим собой. Это и к политикам относится?
– Иван Грозный был очень сильным политиком и при этом был самим собой. Его окружение знало, что от царя можно ожидать чего угодно, но эта особенность вписывалась в рамки стиля его поведения. Он мог притвориться умирающим и посмотреть на поведение бояр. Как только ему становилось ясно, кто из них опасен, он тут же «выздоравливал» и избавлялся от неугодных.
– А вы как профессионал видите со стороны, кто из известных людей, бизнесменов или политиков, хорошо владеет актерским мастерством?
– Скажу о главном политике: в разведшколе КГБ имелся отдел актерского мастерства, где разведчиков обучали системе Станиславского. Этот факт говорит сам за себя.
– Реально ли стать хорошим актером и оратором за сравнительно короткий срок, отведенный на занятия?
– Конечно, нет. Нужно тренироваться каждый день на протяжении трех-четырех лет, причем можно делать это самостоятельно. Результат лежит в сфере психомоторики: вновь приобретенные навыки должны из сознания перейти в подсознание. Когда ребенка учат правильно держать ложку, он сначала делает это «коряво». Потом – все более уверенно. Взрослый человек пользуется столовыми приборами «на автомате», его больше интересует сама еда. Актерское мастерство и ораторское искусство – это тоже лишь инструменты, открывающие новые возможности.



свежий номер


 
 
603006, Нижний Новгород, ул. Провиантская, 47, оф. 502.
Тел. +7 831 218-36-93, +7 831 218-61-83 (размещение рекламы)
Copyright © 2007-2017 «b-mania.ru»