Деловой журнал
Главная Писать нам Карта сайта
Поиск:   




    О журнале     Онлайн версия     Архив     Контакты


Рапс – в топку!

 

Вся господдержка рапса в России пока сводится только к призывам. Таможенные пошлины на вывоз масличных препятствуют экспорту,
законодательство не предусматривает льгот поставщикам альтернативного топлива, нет разработанных стандартов и ТУ на его использование. Однако подобные «засады» вряд ли помешают бизнесменам «готовить почву» для последующих решительных действий. При условии, что в этом есть смысл.
«Высокотехнологичность» производства биодизеля не оставляет сомнений: сам термин «возобновляемое топливо» содержит ссылку на эффективность замкнутого цикла (вырастить – обеспечить дешевую уборочную - переработать – продать). С учетом растущего интереса Европы к «зеленому топливу» работать с рапсом стратегически перспективно.
Однако инвестиции в сельское хозяйство российским бизнесменам до сих пор не казались слишком привлекательными. Особенно — в свете отмены льготных цен на газ для жителей села, диспаритета внутренних цен на нефтепродукты и сельхозпродукцию, отсутствия «страхового» фактора фьючерсных сделок с зерном. Российские эксперименты с биотопливом, которые можно пересчитать по пальцам, успешны пока лишь при поддержке местного правительства. Об одном из проектов рассказал Марат Абдюшев, генеральный директор ОАО «Мельинвест» (Н.Новгород). «В Татарстане, по заказу холдинга «Нефис Косметикс», производителя косметических средств и бытовой химии, наш завод построил и оборудовал крупнейший в России элеваторный комплекс для хранения и переработки масличных. Рабочий объем элеватора рекордный — более 90 тысяч тонн. Этот проект будет интегрирован в экономику республики, и ожидаемый от него эффект называют «мультипликативным». Холдинг получит сырье — косметическое и пищевое масло. Животноводство республики — ценные белковые добавки к кормам (рапсовый жмых и шрот). На выращивании рапса сможет подняться растениеводство, появятся новые рабочие места, поднимутся зарплаты. В перспективе и сами аграрные хозяйства получат более дешевое топливо для своей техники — рапсовое масло.
Совместные с учеными расчеты показывают: если выращивать в Татарстане 90 тысяч тонн рапса, можно спокойно переводить свои дизели на рапсовое масло. Но о том, как обрабатывать и хранить семена, нужно позаботиться заранее. С поля рапс поступает в виде вороха и без сушки превращается в «бетон».
Семена требуют немедленной сортировки и просушки, их нельзя оставлять влажными даже на одну ночь: начнется процесс самосогревания, разовьется плесень — и тогда урожай действительно пропал. Для товарного производства рапса обязательно нужны соответствующие зерноочистительные и зерносушильные мощности.
Поскольку семена рапса мелкие, потребуются пневматические сеялки. С уборкой прекрасно справится обычный комбайн, типа «Дон-1500», после незначительной регулировки. В целом с культурой рапса работать не сложнее, чем, например, с клевером. Такие выводы сделали в учебно-производственном хозяйстве Работкинского аграрного колледжа (Кстовский район Нижегородской области), где программа «Рапс» реализуется уже третий год. По словам директора колледжа Валерия Банникова, раньше рапс не продавался, поскольку его всегда считали «технической культурой, непригодной для пищевого производства». О том, что рапс можно использовать именно для «технических» нужд, по всей видимости, всерьез не думали. Что касается производства пищевого масла, то для этой цели пригодны далеко не все сорта рапса. Некоторые содержат токсичные вещества (эруковую кислоту и глюкозинолаты), и даже отходы их переработки не используют на корма. Наибольший спрос в пищевой и кормовой промышленности – на рапс с показателем 0-0 по обоим опасным веществам.
«Недавно обсуждался план строительства МЭЗа в Нижегородской области, и выяснилось, что московские инвесторы не имеют ни малейшего представления о свойствах разных сортов рапса, - поделился Валерий Банников. - Без ясного понимания цели производства возделывание рапса – чистая авантюра! Потенциально культура высоко востребована, рапс найдет сбыт, он может идти и на экспорт, и на нужды масложировой промышленности внутри страны. Но для этого должна активизироваться целая система, когда переработчики будут готовить заявки на производство и давать конкретные технические задания хозяйствам, когда откроется беспошлинный выход на зарубежные рынки».
В хозяйстве Работкинского колледжа уже протестировали рапсовое масло в качестве топлива. Комментируя результаты эксперимента, Банников отмечает, что во время испытаний трактор работал на чистом рапсовом масле две недели, после чего дополнительная топливная аппаратура была демонтирована и трактор «безо всяких проблем снова перевели на солярку». На этапе испытаний рапс попадает в тракторный дизель в виде «самобойного» масла с нечеткими параметрами. Будут ли технические решения для массового перехода сельхозтехники на рапсовое масло - вопрос к моторостроителям.
«При переходе на растительное топливо велика вероятность снижения мощности двигателя, - комментирует Сергей Бракоренко, директор по качеству Минского моторного завода. - Поэтому конструктивные изменения при разработке ТУ на двигатель, адаптированный к работе на биотопливе – а правительством республики перед нашим предприятием уже поставлена такая задача - коснутся объема камеры сгорания, а также топливной аппаратуры. Экологический эффект ожидается положительный – за счет уменьшения вредных выбросов в атмосферу, что особенно важно в городских автобусах. В Беларуси интерес к альтернативному дизтопливу проявлен на уровне государства: рапс может принести с собой энергетическую независимость, в первую очередь, от России».
В Беларуси надеются поставить альтернативный дизель на производство хотя бы в отдаленно обозримом будущем. Но с самим видом топлива еще не определились — изучают опыт Украины, где пошли по пути использования рапсового масла в качестве добавок к дизтопливу.
Рапс остается энергоносителем в любом виде (даже если семена не успеют вызреть до кондиции), однако способы преобразования в разных случаях разные. Зеленая масса рапса может использоваться для производства биогаза. О российских ноу-хау, готовых к внедрению, рассказал Николай Егоров, заместитель директора по научной работе Нижегородского регионального центра наноиндустрии. «Для получения метана из биогаза требуется разделяющий газовый мембранный модуль. Такой модуль, на основе нанотехнологий, уже создан профессором Воротынцевым (Владимир Воротынцев, заведующий кафедрой физики и технологии материалов и компонентов электронной техники Нижегородского государственного технического университета – Ред.). Импортные преобразователи для биогаза тоже есть и поставляются «под ключ», но из-за высокой цены здесь у них пока нет рынка сбыта. Наши модули дешевле в производстве и при этом более эффективны, поэтому мы рассчитываем на их экспорт. Модуль найдет применение на автономных энергетических установках».
В России есть гигантский ресурс посевных площадей под возобновляемый энергоноситель. Транснациональные холдинги, производители масложировой и косметической продукции (Unilever, Cargill, Bunge), наперебой с российскими конкурентами (ЭФКО, «Гелио-Пакс», НМЖК, «Нэфис Косметикс») уже начали скупать и строить в России МЭЗы. Что касается сырьевой базы, то до нее еще «по-взрослому» никто не добрался. Но прежде чем выращивать рапс, нужно научиться работать с этой культурой, освоить подходящие сорта, оборудовать зернохранилища и маслобойни. Если найдутся смельчаки, готовые планомерно развивать трудоемкий бизнес, они получат шанс оказаться первыми продавцами на внутреннем рапсовом аукционе и смогут диктовать свою цену.



свежий номер


 
 
603006, Нижний Новгород, ул. Провиантская, 47, оф. 502.
Тел. +7 831 218-36-93, +7 831 218-61-83 (размещение рекламы)
Copyright © 2007-2015 «b-mania.ru»