Деловой журнал
Главная Писать нам Карта сайта
Поиск:   




    О журнале     Онлайн версия     Архив     Контакты


Игра на победу

 

Эта отличительная черта команды давно замечена на Западе, а термин «dream-team» («команда мечты») давно вошел в академические труды по формированию корпоративной культуры и управлению HR как образец, к которому стоит стремиться при формировании штата сотрудников.
Здесь налицо усиление и даже развитие действия социально-поведенческого закона «индивидуального подхода», который гласит: «Групповое участие приносит как удовлетворение, так и признание, однако не следует забывать, что мировой прогресс является результатом деятельности отдельных личностей. У истоков почти каждого великого открытия стояли именно личность и индивидуальная, а не групповая деятельность».
Команда – это и есть добровольное «объединение личностей», которые, действуя совместно и добиваясь выдающихся результатов, повышают свой личностный статус и статус группы в целом. Но как распознать в каждом сотруднике большого коллектива личность, отметить ее выдающиеся качества, а главное – объединить все личности в высокоэффективную команду? Для этого нужно отойти от академических выкладок и перейти к эффективным практическим технологиям – таким, как teambuilding, или командопостроение.

Когда нужен тимбилдинг

Как правило, у истоков любой компании изначально уже стоит команда. Высокоэффективная группа единомышленников жизненно необходима для первого толчка, одного из самых трудных этапов развития. Команда достигает успеха и продолжает жить еще некоторое время, и компания развивается бурными темпами. Но неизбежно наступает время роста, приходят новые сотрудники, и в определенный момент компания перестает быть единым организмом. Это проявляется в резком снижении темпов роста компании, отсутствии уверенности в каждом сотруднике, главенстве принципа «каждый сам за себя». Если эту ситуацию не повернуть, то она может прогрессировать, и результаты могут оказаться весьма плачевными для компании.
Teambuilding решает задачи создания, восстановления, укрепления команды. Программы таких мероприятий разрабатываются крупными event-компаниями при участии психологов, математиков, профессиональных педагогов. Перед разработчиками, как правило, ставятся весьма непростые задачи: оценка статуса «командности» и роли каждого члена команды, выявление лидеров, аутсайдеров, анализ «острых углов», тренировка поведения в экстремальных ситуациях, раскрытие потенциала участников.
Деньги, потраченные на такое мероприятие – это скорее капиталовложения в людей, дающие реальную – в том числе и финансовую – отдачу. Грамотный teambuilding – это не прихоть босса и не дань моде.
Социологами и психологами давно определен социально-поведенческий закон «ближайшего круга»: сила влияния людей друг на друга пропорциональна степени их социальной близости. Установки ближайшего круга общения для нас весомее и сильнее, чем нормы отстоящих сообществ, включая общество в целом. Создание в любой группе атмосферы такого «ближайшего круга», нормы которого станут доминирующими для всего коллектива – серьезная задача, требующая незаурядных подходов к ее решению.
Глубина «развлекалова»
Для того, чтобы сделать подобные тренинговые программы максимально эффективными, сама их суть и техника прячутся организаторами в различные сюжеты, что помогает также «включить» эмоции. Программа мероприятий по teambuilding формируется всегда с учетом поставленных целей, половозрастного состава участников и корпоративных ценностей каждой отдельно взятой компании.
Именно поэтому мероприятия по teambuilding – это всегда нечто яркое, запоминающееся, радостное. Это не просто «корпоративный праздник» или «совместный выезд». Это не просто «мероприятие», несущее на себе пыльный груз обязаловки, рутины и скуки – это действительно СОБЫТИЕ. Оригинальное, многогранное и функциональное. Но для того, чтобы мероприятие превратилось в событие, как раз и необходимо определить с самого начала, что компания хочет получить в итоге.
Teambuilding можно назвать командной игрой, у которой всегда есть цель и множество важных задач, «замаскированных» под игровые, соревновательные состязания. Здесь может раскрыться латентный потенциал сотрудника, неведомый до сих пор ему самому. Ставя человека в непривычные для него условия, тренеры и специалисты event- компаний заставляют работать закон «интригующей трудности», когда целесообразно бросить человеку вызов, побудить его к преодолению трудностей. Для этого можно предложить трудную задачу и раззадорить его - чтобы он испытал свои силы, использовал свои возможности «на полную катушку», открыл для себя радость успешного завершения сложной работы. Для того, чтобы сделать задачу привлекательной для человека, целесообразно очистить сферу его преимущественных интересов, где он и так максимально реализует свои способности, и соответственно формулировать задачу.

Игра

Вариантов игры может быть множество. Как правило, все игры имеют звучные и интригующие названия – и активное, насыщенное событиями содержание. Мероприятия такого рода можно ранжировать по нескольким условным типам.

«Стрелялки»
В зависимости от погодных условий, заказчику «стрелялки» предлагают выбрать между пейнтболом (на открытом воздухе) или квазаром (в помещении). И в том, и в другом случае предстоит «мочить» сослуживцев при помощи желатиновых шариков с краской или фантастических бластеров соответственно. Как в пейнтбол, так и в квазар могут играть все, кому по состоянию здоровья не противопоказаны физические нагрузки. В пейнтболе место действия – природный ландшафт и «максимально приближенные к боевым» условия. Но шарики с краской, несмотря на защиту, оставляют довольно болезненные синяки. В квазаре необходимо поразить базу и игроков противника лазерным лучом, то есть безболезненно. По окончании игры компьютер услужливо выдаст рейтинг каждого участника.

«Бродилки»
Наиболее часто используемая версия – «веревочные курсы» (Rope Courses). Эти мероприятия проводятся, как правило, на открытой местности и подразумевают активное использование большого количества веревок, тросов и другого, вполне «настоящего» альпинистского снаряжения. Вариантов здесь тоже масса, как и возможных сценариев: от веселой эстафеты с переодеваниями или приключений в стиле «Форта Байярд», предполагающих общекомандную смекалку, до сложных элементов, имитирующих реальное горное восхождение и даже настоящие «падения в пропасть» (со страховкой, разумеется).
Но главный «стержень» остается в каждом «курсе»: ощущение «единой связки» с командой, когда от правильности действий каждого напрямую зависят не только здоровье и жизнь, но и самочувствие других участников. Совсем как у Владимира Высоцкого: «Парня в горы тяни – рискни, не бросай одного его. Пусть он в связке с тобой одной – там поймешь, кто такой…». Лучше, пожалуй, и не скажешь.

«Экстрим»
Для самых «закаленных» коллективов event-компании предложат методики, способные повысить уровень адреналина участников, и для коллектива, прошедшего такой экстрим-тренинг, ни одна нештатная ситуация будет не страшна. В условиях, когда предлагается прыгнуть с парашютом, совершить полет на дельтаплане, выполнить фигуры высшего пилотажа или прыгнуть с моста, взаимопонимание и взаимодействие всех участников формируется на уровне условного знака, полунамека, короткой фразы. Совместное преодоление страхов – сильная методика, объединяющая людей в самые крепкие команды и формирующая их взаимодействие – подчас на уровне интуиции и инстинктов. «Эффект сплочения» достигается уже на стадии подготовки, при совместном обучении. А затем закрепляется коллективным «разбором полетов» при демонстрации отснятых видеоматериалов.

Итог


Teambuilding способен успешно решить многие проблемы, существующие в компаниях. Сотрудники с большой степенью вероятности сплотятся или как минимум лучше узнают друг друга, причем с неочевидных сторон. В игровой форме, благодаря разнообразию и нетривиальности заданий, которые требуют концентрации внимания всех участников, они освоят навыки и методы группового решения задач: мозговой штурм, приемы планирования и контроля выполнения намеченного.
Анализ результатов мероприятия по teambuilding позволяет обобщить исключительно важные данные о коллективе: особенности взаимоотношений, распределение влияния и лидерства, наличие формальных и неформальных групп, их сильные и слабые стороны и диспропорции (то есть функции, не выполняемые никем из группы). Проявляются и особенности каждого члена коллектива, что позволяет компании более эффективно использовать имеющиеся ресурсы.
Есть и особенности проведения мероприятий по teambuilding в России и на Западе. Американские специалисты по HR, которые разрабатывали основы teambuilding, стремились в первую очередь одержать победу над исконным западным индивидуализмом сотрудников, зачастую подразумевающим невозможность эффективной совместной деятельности. Но следует учитывать и то, что, несмотря на индивидуализм, западному человеку «с младых ногтей» свойственно планирование и «проектное» мышление: это естественный элемент личностной и общественной культуры. В России же все наоборот. До сих пор у нас сильны «общинные» связи: передать товарищу «шпору» на экзамене в вузе, «прикрыть» перед начальством коллегу-прогульщика. Сюда же можно отнести творческую самодеятельность и стихийные стенгазеты, известные всем со школы. Помочь товарищу, даже «не достойному» помощи – почти всегда норма. Поэтому сплотить российский коллектив, как правило, значительно проще, чем западный. Но зато и планирование «на троечку» гораздо сложнее «лечится» методами teambuilding. Впрочем, с точки зрения большинства членов коллектива, teambuilding – сплошное удовольствие. Он позволяет избавиться от накопившихся обид, повысить самооценку, почувствовать в себе нераскрытый потенциал, осознать свою роль в команде и ощутить на деле поддержку «собратьев» по коллективу.

Мнения специалистов

Анжелика Блинохватова, генеральный директор event-компании SAN&Stars

bm: Давно ли услуга по проведению мероприятий по ТВ появилась на рынке?
– Наша компания более 8 лет занимается event-бизнесом. Последние 2-3 года спрос на мероприятия по тимбилдингу огромный, особенно это касается летнего сезона.
Бывает, что менеджеры даже крупных компаний вынуждены прибегать внутри компании к «непопулярным» мерам: например, поднять план, не повышая зарплаты. Это не означает, что компания не дорожит сотрудниками. Причины могут быть объективными: компанию притесняют конкуренты и т.д. Мероприятия по teambuilding помогают снять возникшую напряженность в коллективе и даже замотивировать персонал. Доверительно, а не в приказном порядке, объяснить позицию руководства.
Один заказчик обратился с просьбой «воссоздать для сотрудников настрой пионерского лагеря». Разумеется, речь шла не о линейках и речевках, а об эмоциональном «якоре», возвращающем взрослых людей в мир детской романтики.

bm: Какие цели преследуют заказчики, обращаясь к вам?
– Такие мероприятия дают очень действенные результаты. Хорошо, когда вместе собираются все подразделения крупной компании, которые «в обычной» жизни не соприкасаются лично и ограничиваются деловыми контактами.
Сегодня HR-специалисты все чаше подверждают, что вложения в teambuilding – это инвестиции, а не затраты. Ведь главное в любой компании – люди.
Состав и численность команд, с которыми мы работаем, очень разные. Может быть и пятьдесят человек, а может и тысяча. В Москве численность коллективов компаний-заказчиков порой составляет более 2000 сотрудников.

bm: Заказчик сам определяет концепцию будущего мероприятия?
- Скорее так: мы совместно с заказчиком определяем концепцию. Наша компания старается не просто выполнить заказ, но и дать рекомендации, которые помогут руководителю сплотить коллектив. Растущий опыт и анализ современной информации позволяют российским event-специалистам убедить заказчика в необходимости менять отношения в коллективе, даже если сам заказчик сначала не до конца осознает это. Кроме «креатива» и знания психологических практик, в организации таких мероприятий очень важны и иные, несущественные, на первый взгляд, но очень важные моменты – такие, как логистика, транспорт, безопасность, питание. Если компания проводит мероприятия с участием членов семей, то необходима организация отдельной зоны для детей, воспитатели, врач.

Наталья Доманова, генеральный директор Агентства корпоративного развития Event Marketing

bm: С чем связан серьезный интерес к teambuilding ваших клиентов?
– Одной из главных задач современных компаний в области управления человеческими ресурсами является формирование эффективной команды.

bm: Насколько эффективны методы и приемы, которые применяются в командопостроении?
– Эффективность зависит в большей степени не от методов и приемов, а от того, насколько верно определена задача и круг проблем, с которыми нужно работать в той или иной команде. Везде они различаются. Сначала нужно определить, какого конкретно результата мы хотим достичь. Очень часто на наш вопрос: «А какие результаты вы хотите получить от teambuilding?» мы слышим ответ: «Как это какие? Формирование команды!» И мало кто может дать четкий ответ на вопросы, какой именно команды, для каких целей мы ее формируем, что не устраивает в работе этого коллектива людей сейчас и что конкретно должно произойти с ними после мероприятия. Без четкого понимания целей говорить об «эффективности» просто бессмысленно.
Второй важный аспект – в каком значении мы употребляем термин teambuilding? Как решение (система психофизического воздействия, упражнений) или как задачу? Потому что, если «командообразование» – это задача, то способы ее решения могут далеко выходить за рамки привычных уже веревочных курсов и физически активных программ.

bm: Как работают новые методики в сфере корпоративной культуры и HR, и в каком направлении идет развитие?
– В последнее время мы отмечаем, что методики, связанные с творческим или экстремальным самовыражением участников, стали пользоваться большой популярностью. Например, тренинг Leadership through music, тренинг в составе команды настоящего фрегата XVIII века с полным погружением в реалии матросской жизни тех времен, мастер- классы по народным ремеслам и т.п. Одним словом, все, что дает участникам возможность почувствовать «расширение границ» собственных возможностей, ощущение лидерства.
Очень важная тенденция – командообразовательные мероприятия с социальной подоплекой. Когда команда топ-менеджеров строительной компании во время тренинга восстанавливает один из корпусов детского дома, когда сотрудники высаживают деревья вокруг офиса.



свежий номер


 
 
603006, Нижний Новгород, ул. Провиантская, 47, оф. 502.
Тел. +7 831 218-36-93, +7 831 218-61-83 (размещение рекламы)
Copyright © 2007-2017 «b-mania.ru»