Деловой журнал
Главная Писать нам Карта сайта
Поиск:   




    О журнале     Онлайн версия     Архив     Контакты


All that jazz…

 

Первый сюжет, который мы обсуждали – про учителей и учеников. Для многих людей «учитель» – очень важное понятие, считает Базаров. Причем учителем считают не столько того, «кто учит», сколько того, «кто позволяет у себя учиться». В этом смысле большинство топ-менеджеров, в том числе российских, настроено на поиск учителя, излагающего истину, которой нужно следовать.
– Но – удивительная вещь, возможно, наша национальная черта: мы испытываем уважение, иногда даже благоговение к людям, которым удается создать у нас ощущение, что мы в состоянии сами себя научить. Это ощущение ни с чем не сравнимое, почти экстатическое. Вспоминаются слова из повести «Иуда Искариот» Леонида Андреева: «Мы любим учителя, но больше мертвым, чем живым. Потому что пока он живет, он может спросить с нас урок. А когда он умирает, мы сами становимся учителями». И эта драматургия – учительства и ученичества – общая для культуры Востока и Запада, для всей человеческой цивилизации. Ключевой момент в ней таков: я только в том случае могу быть благодарен учителю, если смогу его превзойти. Но это только одна линия сюжета, которая позволяет говорить о внутренней мотивации ведомого ученика – быть достойным своего учителя. В ней заключена драма человеческой судьбы, драма человека как такового.
Вторая тема отношений учитель–ученик связана с поиском смысла. Сейчас наступил именно такой момент: в стране сложилась более или менее стабильная ситуация. А в стабильные времена, когда, казалось бы, есть практически все, теряется главное – смысл. Во время борьбы люди не задумываются о смысле специально: борьба актуализирует цели человека, упрощает и проясняет их. Именно такие ситуации людям запоминаются как истинные, или настоящие. То, «что я делаю», приравнивается к тому, «во имя чего я это делаю». И вот после бури вдруг наступает время, когда нет шторма, штиль, скука. Матросы сидят на судне и скучают. И им, в сущности, нечем заняться. У греков такое время называлось «хронос». А время у греков различалось на «хронос» и «кайрос». Так вот «кайрос» – это момент, когда стрела поражает мишень. И это тоже время, которое длится одно мгновение. Современный человек не менее увлечен «кайросом», играя в футбол, гольф или на бильярде. Он понимает, что его результативное действие, способное соединить пространство и время, вызывает истинные эмоции, а то и их взрыв. Мне кажется, что в стабильной ситуации очень важно «хронос» превращать в «кайрос».

– То есть стабильность неизбежно приближает «кайрос», и нужно быть готовым к тому моменту, когда он наступит?
– Я бы сказал. стабильность неизбежно приближает необходимость «кайроса». И приблизить «кайрос» нужно самостоятельно. Это и вынуждает к поиску смысла. По привычке люди ищут смысл, сравнивая свою жизнь и жизнь других людей. Это могут быть жизнеописания великих и успешных людей. Можно обращаться к истории. Это полезно и для общего развития, в свете общего уровня культуры...
– Но это будет лишь воспроизведение уже произошедшего ранее?
– Именно. Если пойти по такому пути, «кайрос» так не наступит. Можно долго сидеть на судне без ветра и спрашивать других матросов, есть ли у них идеи – у них тоже идей нет. Вот в чем особенность ситуации. А почему? Где он, «кайрос»? Дело в том, что смысл – внутри себя. Нужно себя найти, свое собственное «Я». Найти те истинные ресурсы, которые тебе даны – от Бога, от природы, от родителей, от судьбы. Все, что вокруг происходит – это некое испытание, задание, которое нужно решать.

– Успешные собственники и топ-менеджеры любят с самоиронией говорить: «Нет пророка в своем отечестве». Это касается как раз тех ситуаций, когда ответственность за самостоятельно принятое, абсолютно верное решение перекладывается на авторитетных консультантов. Слава за свои успехи зачастую легко уступается «варягам»...
– Дело в том, что мы живем в эпоху гигантской информационной динамики, живем в изменчивом мире, в котором можно потеряться. Поэтому ориентиром и служит то, что уже принято референтной группой – твоими друзьями, партнерами. Или, напротив, в пику принимается решение, противоположное тому, что одобряется твоим кругом. В обоих случаях бизнесмен находит какую-то модель и пытается ее использовать – это тоже форма поиска нового знания. Что касается отсутствия «пророков в своем отечестве»… Я, с сожалением для себя, какое-то время наблюдал трудности с принятием решения среди собственников, очень известных собственников. Это решительные люди, они уже многократно принимали верные решения в сложнейших ситуациях. А в тот момент они были растеряны: они не знали, из какого набора возможностей можно сформулировать цель. Они впервые оказались взрослыми людьми...

– То есть удобнее оставаться в роли маленького мальчика, которому взрослые скажут, кем можно мечтать быть? Космонавтом, врачом, комбайнером?
– Да. И он по-прежнему ждет, как маленький мальчик: мне скажут сделать так, а я еще и не соглашусь! Раньше, когда бизнес еще не был «взрослым», было видно, что владельцы играют в какую-то игру: ты мне скажи, но я, что бы ты ни сказал, все равно приму это в штыки и сделаю по-своему. А сейчас, будучи более успешными, зрелыми, более опытными, они ждут, что им скажут, какое их решение будет в данном случае оптимальным. Вопрос только в том, какой из возможных путей выбрать. И это не вопрос правильного хода в шахматах, это вопрос, ответ на который находится внутри себя.
Знаете, из той серии, когда «очень много вопросов, но в основном к себе».
И когда говорят «Нет пророка в своем отечестве», мне слышится один из двух мотивов. Первый – человек старается переложить на кого-то ответственность за свое решение, при этом абсолютно точно зная, что оно правильное. Второй – это манипуляция. Собственники уже научились управлять другими людьми и теперь манипулируют собой, что делает процесс принятия решений абсурдным.

– Почему люди не успевают жить? И собственникам, и топ-менеджерам, и звездным специалистам не хватает 24 часов в сутках. В мегаполисах уже есть круглосуточные мебельные магазины, автосалоны и пункты регистрации автомобилей в ГИБДД. В чем причина такого «временнОго тупика», и есть ли возможность из него выйти?
– Сейчас время бросает вызов человечеству как таковому – человеческой психике, психологии. Это момент незавершенный, находящийся в процессе. Давайте разберемся, в чем проблема.
Сегодня стираются грани, границы между работой и жизнью. Я не говорю, что это плохо. Ты должен синхронизировать свою самореализацию: профессиональную, личную, духовную, политическую и т. д. Я это называю множественной идентичностью. Да, я должен научиться не потерять свое «я», вписывая свою уникальность в ситуацию, когда ролевые предписания ожидают от меня диаметрально противоположных способов поведения. Но это потрясающе интересная задача! К ней не нужно относиться пессимистично. Это, в первую очередь, огромная духовная задача. Переломный момент нашей эпохи в том и состоит: сделаны ставки на возможности человека.
Частично удается решить задачу нехватки времени через распределение ролей в командных видах деятельности. А что-то приходится брать на себя и становиться универсальным человеком-оркестром. Эта метафора здесь подходит больше всего. Причем современный человек – не просто человек-оркестр, он человек-jazz-band, который импровизирует. Именно импровизация дает возможность постоянно находиться в тонусе, ощущать новизну, переживать в игровой, динамической, символической форме сложные моменты жизни. Но это лишь «верхний слой». Самый интересный для меня – «нижний слой» этого jazz-band’а. Дело в том, что за импровизацией всегда стоит профессионал. Непрофессионал импровизировать не сможет – это будет какофония, которая разочарует окружающих и не доставит удовольствия самому «музыканту».
Ситуация, с которой мы сталкиваемся сейчас – это множественная идентичность в эпоху депрофессионализации. В этом и проблема. Мы переживаем эпоху перехода от стратегического и респектабельного «гольфа» к тактическому и экстремальному «серфингу». Мы переходим от движения по карте к движению по компасу. Когда нет карты, ты движешься по направлениям. Хотя мы говорим о тенденции, которая реально охватила только 15-20% людей. Остальные об этом читают, слышат, восторгаются, критикуют, отказываются, но все это им еще только предстоит.

– Кем сейчас должен быть профессионал в метафорах джазового оркестра?
– В метафорах джаза человек – это тема. Это не партитура, которая раз и навсегда написана. Это не соло на отдельном инструменте. Это тема, рожденная здесь и сейчас. По поводу этой темы происходит импровизация, и тот, кто сумеет ее обозначить, развить в вариациях, импровизациях – тот и сможет реализоваться целиком. Тогда и границы между работой и жизнью стираются, стираются границы между внутренней жизнью и внешней, между сокровенным и откровенным. Так это просто прекрасная ситуация, в которой мы живем!

– Пятнадцать процентов уже живут так. А остальные – играют соло или тянут отдельную ноту?
– Всегда были люди, которые никогда не слышали музыки и не хотят ее. Но если я слышу эту музыку, у меня чуть больше возможностей понять ситуацию.
Скажем так, во мне есть некий внутренний кабинет, некая «музыкальная шкатулка», которую я слушаю, не отгораживаясь от мира. Если я способен сам играть музыку, это расширяет мои возможности реализовать себя во взаимодействии с другими людьми, с миром. А если я еще и пишу эту музыку – то я создаю этот мир. Выступаю как творец. Вот они, разные уровни. Каждый выбирает свой. Это происходит как естественный процесс жизни.
Единственная возможность в этом мире развиться самому – это развить кого-то еще. Развивая, ты развиваешься сам. Если идущие за тобой разовьются, то они создадут развивающую среду.

– Можно ли сказать, что сейчас рождается новый вид человека?
– Социо-культурный вид – да. В свете нынешней парадигмы значение социокультурных детерминант, безусловно, становится значительно выше, чем это было раньше.
Мы начинаем только осознавать это. Хотя еще с конца 80-х мы знали, что реальным объектом управления будет служить именно культура, а не персонал, технологии и материальные ценности. В сфере управления сегодня только через культуру становится возможным управлять всем остальным.



свежий номер


 
 
603006, Нижний Новгород, ул. Провиантская, 47, оф. 502.
Тел. +7 831 218-36-93, +7 831 218-61-83 (размещение рекламы)
Copyright © 2007-2015 «b-mania.ru»