Деловой журнал
Главная Писать нам Карта сайта
Поиск:   




    О журнале     Онлайн версия     Архив     Контакты


Вас хотят расколоть

 

В общем смысле бенчмаркинг представляет собой искусство выявлять технологии и конкурентные преимущества других игроков рынка. Грамотный бенчмаркинг включает в себя анализ бизнес-процессов конкурентов, сравнение своих результатов с результатами анализируемых компаний и внедрение инноваций для сокращения отрыва от конкурентов. Бэнчмаркинг использует информацию из открытых источников: анализ образцов продукта, информацию с отраслевых выставок, обзоры и аналитику, опубликованные в деловых СМИ. Этот метод зиждется на законных и этичных способах сравнения.
Из четырех видов бенчмаркинга три обращены во внешнюю среду: конкурентный (сравнение с другими компаниями, работающими в той же нише), общий (сравнение с непрямыми конкурентами по выбранным параметрам) и функциональный (сравнение бизнесов по функциям отделов и подразделений). «Точный перевод термина «бенчмаркинг» – это как раз «сравнение», а применительно к бизнесу – сравнение бизнес-технологий с технологиями конкурента с целью поиска оптимальных», – говорит генеральный директор компании «Р-Техно» и директор Интернет-проекта «Технологии разведки для бизнеса» Роман Ромачев.
Эффективность бенчмаркинга целиком зависит от умения им воспользоваться: от умения выделить и учесть важные детали, отличающие ваш бизнес и ваш рынок от конкурента. Эксперты всегда предостерегают от слепого копирования или механического переноса рецептов успеха, сработавших у «предмета копирования».
Грамотный бенчмаркинг обойдется довольно дорого, поэтому большинству предприятий малого и среднего бизнеса эксперты советуют использовать специалистов на аутсорсинге. «Это не только уменьшает затраты организации, но и зачастую повышает эффективность, так как специализированные компании – это профессиональные команды бизнес-разведчиков», – поясняет Ромачев.
Здесь сразу нужно провести грань между законной бизнес-разведкой и шпионажем. Разница в этической и законной оценке этих понятий будет примерно такой же, что и в политике.

Сглаз-алмаз

Промышленный шпионаж – это воровство чужих технологий. Отношения его с законом – как у всякого другого вида воровства. К инструментам промышленного шпионажа относятся шантаж или подкуп людей, способных передать документацию или образцы разработок, кража документов или уникальной продукции. Тайное физическое проникновение на предприятие, внедрение агентов, хищение информации с помощью нелегального использования технических средств… Грубость подобных методов не вызывает сомнения в их противозаконности. «Активный» шпионаж может переходить ту грань, которая отделяет его от диверсионно-подрывной деятельности. Тогда агенты «завистников» выводят из строя образцы продукции, оборудование. Но это уже не имеет никакого отношения к сравнению или добыче информации.
Сегодня такие явления, как промышленный и экономический (когда воруют списки акционеров) шпионаж достаточно распространены. Об этом можно судить хотя бы по частоте упоминаний в СМИ о его печальных последствиях для предприятия-«жертвы». Частым результатом деятельности шпионов является смена собственников и руководства – здесь агенты задействуются в многоходовой и тщательно проработанной схеме рейдерского захвата собственности. К несчастью для потенциальных жертв, подобные схемы-инструкции проникают в свободный доступ через Интернет с подробной детализацией каждого шага стратегии.

Расколоть «Щелкунчика»

Компания «Р-Техно», специализирующаяся на бизнес-разведке, многократно сталкивалась со случаями промышленного шпионажа и даже захвата предприятий. Практически во всех случаях шпионы шли на столь неожиданные ухищрения, что предложить какое-то универсальное «противоядие» очень сложно.
Для начала нужно суметь распознать за чередой, казалось бы, не связанных друг с другом неприятностей, результат чьих-то целенаправленных недружественных действий.
Так, однажды к Роману Ромачеву со своей проблемой обратился директор одного из промышленных предприятий. До поры до времени дела у него складывались неплохо: производство и сбыт деталей для машиностроительной отрасли шли в гору, в планах стояло увеличение производственных мощностей и расширение бизнеса. «И тут на тебе: появляются некие «добрые молодцы», которые требуют платить за проезд по земле, якобы взятой ими в аренду на 49 лет», – рассказывает Роман Ромачев. В результате директор лишился возможности вывозить с завода продукцию и получать сырье. «Судя по тому, как бизнесмен растерянно водил руками в воздухе, было ясно, что в милиции он уже был», – комментирует свое впечатление Роман Ромачев. Проблема в том, что наши правоохранительные органы работают «по факту» и в споры хозяйствующих субъектов вмешиваться не должны. В данном случае важно было установить, чего на самом деле хотели требующие дань лица: действительно ли заработать на дороге или в их планах был захват предприятия? «Р-Техно» удалось выяснить, что компания, «арендовавшая» землю, странным образом оказалась «прописана» в одном офисе с некой инвестиционной группой. Сотрудники этой инвесткомпании однажды «засветились» возле проходной предприятия, пытаясь скупать акции миноритариев.
В результате проведенной контрразведки все стало на свои места. Дорога была всего лишь поводом для «знакомства» с экономической деятельностью завода. Кроме этого, одному из членов совета директоров было сделано предложение продать принадлежащий ему пакет акций. Продать акции ЗАО сторонним лицам было нельзя, но можно было воспользоваться другим способом, чтобы акции ушли в недружественные руки. В итоге в составе совета директоров появляется чужак, который начинает тормозить работу. Следующий шаг – поглощение.
В большинстве случаев к бизнес-разведке прибегают при возникновении критической для бизнеса ситуации. Эффективная разведка позволяет расширить, а зачастую спасти от банкротства существующий бизнес. В качестве примера можно привести чрезвычайное происшествие в одном из банков Москвы, откровенно перепугавшее топ-менеджмент. 1,4 млн. долларов неожиданно отправились в оффшорную зону на Кипр. Учитывая пристальное внимание государства к проблеме отмывания денег в банковской сфере, дело могло закончиться отзывом лицензии у банка. «Наши клиенты решили действовать немедленно, не дожидаясь, когда аферой займутся Финразведка и Центробанк. И обратились к нам, - рассказывает Роман Ромачев. – Откровенно говоря, мы отдавали себе отчет, что дело не из легких. Но не из невозможных. Звонки, переговоры, договоры, которые у нас есть с компаниями, занимающимися бизнес-разведкой по всему миру, дали результат: вскоре у нас на руках была информация, полученная от наших зарубежных партнеров. Фамилии, номера счетов и так далее. Выяснилось, что оффшор организовала некая московская фирма, а денежки ушли якобы на покупку недвижимости. Это был тот редкий случай, когда клиент, президент банка, ушел от нас сильно недовольный, на нем лица не было. А у вас бы какое настроение было, если бы вам стало известно, что покупатель коттеджа на Кипре – ваш финансовый директор, а основатель оффшора – его законная супруга?»
Довольно распространены случаи шпионажа, когда предприятие терпит серьезные убытки по милости своих бывших сотрудников-мстителей. «Порча» наводится разными, иногда весьма изощренными способами. Ромачев приводит пример такого «дорогого злорадства». Директор крупной автомобильной компании столкнулся с резким падением продаж и уходом клиентов к конкурентам. Тот факт, что кто-то взломал веб-сервер и внес в базу данных серьезные изменения, выяснился не сразу. Причем оказалось, что конкуренты не имеют к этому отношения. Взломщиком оказался бывший вэб-мастер, причем уволился он давно. Оказалось, что it-специалист рассчитывал на большее вознаграждение за свою работу, чем получил. Удивительно, что жажда мщения проснулась в экс-сотруднике спустя год после его увольнения.
Если внутри компании есть конфликт интересов, если доступ к ценной информации имеют сотрудники, не всегда довольные своим положением, то и внутренняя разведка не останется без дела. А иногда только она и может спасти положение.



свежий номер


 
 
603006, Нижний Новгород, ул. Провиантская, 47, оф. 502.
Тел. +7 831 218-36-93, +7 831 218-61-83 (размещение рекламы)
Copyright © 2007-2017 «b-mania.ru»