Деловой журнал
Главная Писать нам Карта сайта
Поиск:   




    О журнале     Онлайн версия     Архив     Контакты


Не жарко, не жалко

 

Периоды застоя чувствуют на своей шкуре не только предприятия стран умеренного пояса. Сезонные спады деловой активности характерны для всех регионов планеты, отмечает Антон Край, генеральный директор консалтинговой компании “ТБК” (Москва). Колебания температуры, солнечная активность, периоды сна и бодрствования объективно влияют на людей. «Даже движение денег очень сильно зависит от времени суток, и это естественно. Банки предпочитают размещать свои средства в овернайт в тех зонах, где светит солнце и идет работа», – объясняет он.
С ним согласен и Юрий Пужалин, генеральный директор консалтинговой фирмы “Технологии антикризисного менеджмента” (Саратов): «Общее снижение деловой активности в летние месяцы, несомненно, вызвано благоприятными погодными условиями, продолжительностью светового дня, теплой водой в водоемах. Начинается сезон отпусков, дач и загородных выездов. Создается общий психологический фон, при котором достаточно трудно усидеть в офисе. Причем наибольший спад, по нашему наблюдению, приходится на август – сентябрь».
По словам Пужалина, особенное влияние могут ощущать на себе компании, у которых сезонные циклы спада совпадают с летним снижением деловой активности.
“Рассмотрим такой пример, – рассказывает Антон Край. – Зимой все мы предпочитаем жить в теплых помещениях, следовательно, потребление электроэнергии, газа и топочного мазута возрастает многократно. Пусть с некоторой задержкой, на предприятия данных секторов экономики поступают средства потребителей, оживают различные сопутствующие службы и структуры. Денежный поток «наполняет жизнью» весь сектор экономики, постепенно растекаясь по венам и капиллярам дочерних компаний, подразделений и служб. Потом вступают в игру службы сервиса, начинающие обслуживание оборудования, которое вышло из строя в результате активной амортизации. Преимущественно это происходит в весенние периоды. К тому времени уже снижена активность основных игроков в сфере энергетики, и начинает истощаться потребность в обслуживающих структурах. Наступление летней жары существенно истощает денежные потоки, а, следовательно, и деловую активность в данных отраслях».
Многие компании, деятельность которых напрямую зависит от времени года, так и живут от сезона до сезона. Как с ростом столбика термометра увеличиваются продажи напитков или мороженого, так параллельно им редеет поток клиентов, скажем, в магазинах зимней одежды. «Спад у нас начинается где-то с мая, самый значительный – в июне», – рассказывает Екатерина Чернышова, продавец-консультант салона «Второй меховой» (Москва). – Так как наш магазин занимается продажей элитных марок одежды, то, хотя летом мы и снижаем цены на часть продукции – для людей, ориентированных на скидки, наш ассортимент все равно незначительно теряет в цене. Как правило, наши клиенты предпочитают покупать вещи в сезон».
Однако лето вносит свои коррективы и в независящие от температуры виды деятельности, как то операции с недвижимостью, реклама или дизайн. Здесь везде есть свои нюансы.
«Спад деловой активности на рынке недвижимости приходится обычно на летние месяцы», – объясняет Олеся Кошкина, руководитель пресс-службы холдинга “МИЭЛЬ” (Москва). – Уже начиная с мая на вторичном рынке жилья традиционно сокращается объем предложения, поскольку многие продавцы снимают с экспозиции свои квартиры, откладывая совершение сделки до осени. Это многолетняя тенденция, связанная с началом сезона отпусков. Объем предложения на рынке новостроек в меньшей степени зависит от сезонных факторов. Что касается спроса на жилье, то в летние месяцы он также несколько сокращается, хотя говорить о резком падении нельзя».
Для других предпринимателей проблемой становится не отсутствие клиентов или снижение объема предложения, а уход в отпуск собственных работников. По словам Александра Семченко, директора по развитию Фонда Коммуникативных Технологий COMINFO (Москва), основное снижение деятельности приходится на июль-август, когда значительная часть персонала уезжает на отдых.
Несколько сложнее обстоит ситуация в дизайнерской среде. «Хотя мы и относимся к информационно-рекламной сфере, деятельность нашей компании довольно многогранна. При этом по одним направлениям у нас действительно существуют сезонные провалы, а в других летнее или зимнее снижение активности вообще не ощущается, - рассказывает Дмитрий Смолин, директор РА «Имиджпром» (Нижний Новгород). - Летом у нас сокращается число заказов на разработку стендов. Это связано с тем, что выставочная деятельность сама по себе носит волнообразный характер: с середины июня по сентябрь серьезные промышленные выставки, за исключением самых крупных, просто прекращаются. Кроме того, в летние месяцы, а также с января по середину февраля, сокращаются заказы на разработку полиграфической продукции (брошюры, каталоги, буклеты и т.д.). Дело в том, что мы в своей сфере деятельности так или иначе зависим от лиц, принимающих решения в компаниях-клиентах. Вкусы у всех разные, и в 90% случаев начальники отделов маркетинга, продвижения или рекламы для утверждения макета ждут окончательного вердикта директора, который в это время уехал в отпуск. Да и сами сотрудники клиентов уходят отдыхать, что тоже не может не отразиться на количестве заказов».
Спады деловой активности характерны для самых разных видов бизнеса. По словам Юрия Пужалина, компаний, которые не испытывают на себе влияние сезонности, практически не бывает: «Такие влияния можно отнести к макроэкономическим, и любая компания зависит от той среды, в которой она существует. Другое дело, что при правильном планировании своей деятельности воздействие цикличности можно значительно снизить».

Руки, наконец, дойдут


Одно из самых очевидных решений – спланировать производственную деятельность компании таким образом, чтобы в летний период был задел по работе, а часть незагруженного персонала отправить в отпуск. В случае, когда летний спад связан с уходом в отпуск собственных работников, как это происходит, например, в компании COMINFO, поможет грамотное планирование времени их отдыха. «Мы стараемся выстроить график отпусков таким образом, чтобы оставшиеся сотрудники всегда могли «закрыть» бреши, подменив отпускников», – объясняет Александр Семченко.
Но даже из летних месяцев можно извлечь немалую выгоду: перед вами возможность разобрать дела, на которые, как правило, не остается времени. «В этот период важно распределить ресурсы, в том числе и людские, на выполнение подготовительных этапов, например для подготовки производственных процессов, внесения изменений в структуру компании, подачи отчетности и вообще решения рабочих вопросов, для которых требуется остановка и перезапуск предприятия», – объясняет Антон Край («ТБК»).
«В период спада полезно заняться внутренними проблемами предприятия, совершенствованием системы управления, разработкой и корректировкой стратегий, подготовкой персонала, в общем, «заглянуть в себя», – поддерживает его Юрий Пужалин («Технологии антикризисного менеджмента»).
Слова консультантов подтверждаются и на практике. Дмитрий Смолин («Имиджпром»): «Летом у нас активно идут заказы от предприятий мелкого и среднего бизнеса на разработку идентификаторов – элементов фирменного стиля, так как в это время у них происходит открытие новых торговых точек, ребрэндинг и т.п. Кроме того, одно из наших направлений – интернет-маркетинг – совсем не подвержено сезонности. Все больше предприятий осознают необходимость создания постоянно обновляющегося официального сайта, но самостоятельно заниматься его поддержкой им невыгодно. Остальные наши сотрудники на лето тоже не остаются без дела – такие периоды сниженной нагрузки используются для самообразования. По роду деятельности мы обязаны быть в курсе самых последних тенденций. Менеджеры и дизайнеры летнее время отводят на совершенствование своих навыков, изучение новых технологий и свежих версий программного обеспечения. Для руководителя проектов лето - шанс заняться делами, до которых обычно просто не доходят руки: внести изменения в клиентскую базу, разослать обновленные коммерческие предложения и т.д. А наш маркетолог отводит это время на изучение конкурентных и перспективных рынков».
-Поддержать активность потенциальных покупателей в период спада нам помогают различные маркетинговые акции, – делится Олеся Кошкина. - Например, этим летом компания «МИЭЛЬ-Новостройки», входящая в состав холдинга «МИЭЛЬ», объявила о начале акции, в ходе которой все покупатели квартир в строящихся объектах, реализуемых компанией в двух микрорайонах Москвы и Московской области, получают автомобиль Renault. Акция началась 1 июля и продлится до 31 августа. Уже сейчас можно говорить о результатах: в июле 2007 года продажи в микрорайонах эконом-класса, реализуемых на первичном рынке, выросли на 40% по сравнению с июнем. Маркетинговая активность компании, несомненно, сыграла в этом свою роль наряду с рыночными факторами – возвращением на рынок отложенного спроса, накопившегося за время продолжительного ожидания обвала цен, и ростом популярности ипотечного кредитования.
Справляются с летними спадами и компании, занимающиеся сезонной торговлей. Екатерина Чернышова («Второй меховой») рассказывает: «Все летние издержки компенсируются в сезон. Кроме того, наш салон занимается химчисткой, ремонтом и хранением одежды, что тоже в какой-то степени окупает затраты».

Во зло или на благо?

Как видно, в некоторых случаях мертвый сезон для бизнеса может оказаться живительной влагой. Однако дело здесь касается не только политики компании, но и сотрудников. Как считает Дмитрий Смолин, «разгрузочный» сезон не только не вреден, но даже необходим. «Творческая работа и работа с людьми – это две самые психологически тяжелые сферы деятельности. Находиться в состоянии напряжения на протяжении девяти-десяти месяцев просто невозможно», – объясняет он.
Быть может, сезоны спада помогут и вам поднять боевой дух и вернуть рабочее настроение.



свежий номер


 
 
603006, Нижний Новгород, ул. Провиантская, 47, оф. 502.
Тел. +7 831 218-36-93, +7 831 218-61-83 (размещение рекламы)
Copyright © 2007-2015 «b-mania.ru»