Деловой журнал
Главная Писать нам Карта сайта
Поиск:   




    О журнале     Онлайн версия     Архив     Контакты


Голые короли

 

Высокие темпы роста открывают широкие возможности для освоения перспективной ниши тренингов, входной порог в которую остается достаточно низким. В формирующейся структуре рынка тренингов открывается много интересных сопутствующих бизнесов, в которых смогут найти себя компании самого разного профиля.
С другой стороны, определенные сложности испытывают компании, осознавшие потребность в повышении компетенций своего персонала. Внутри страны рынок развивается очень неравномерно. Если в столице уже проявляет себя конкуренция, то в целом по стране тренинговый рынок представляет непаханое поле, на завоевание которого устремляется все. Это позволяет по-прежнему предлагать свои продукты различным «шаманам с бубнами» и поставщикам продуктов категории second head: вторичных, устаревших или наскоро освоенных начинающим тренером.
Какие ориентиры перестали быть актуальными, а какие выдвинулись на первый план и позволяют более глубоко судить об адекватности образовательного продукта потребностям рынка?

Критика критериев

Есть ряд сугубо внешних атрибутов, которые еще недавно служили признаками «солидной компании», а сегодня являются просто обязательными.
Среди них - качество презентационного оборудования, исполнения учебных материалов, мультимедийных пособий, уровень сервисных услуг и место проведения тренинга.
По качеству их исполнения можно судить в основном о работе партнерских организаций, занимающих по отношению к тренингам вспомогательную нишу. Среди них – издательские и полиграфические компании, туристические и гостиничные фирмы, промо-компании, предоставляющие в аренду демонстрационное оборудование и подготовленный сервисный персонал. В числе вспомогательных услуг предлагают даже восстановление работоспособности «перегорающего» тренера: психологическую разгрузку, релаксацию, массаж.
В красивую современную упаковку сегодня можно упаковать любую пустоту. Куда сложнее методически грамотно разработать авторский образовательный продукт и качественно подготовить тренера. Тем, кто не готов вкладывать в это силы и время, лучше честно заняться сопутствующим бизнесом, например кейтерингом.
Место компании или тренера в рейтинге – тоже лукавый критерий. Многие из рейтингов носят откровенно рекламно-коммерческий характер или составлялись компаниями «под себя». Но причина не только в этом. Механизм попадания в short-list респектабельного экспертного сообщества приоткрыл в своих публикациях Леонид Кроль (ЦПП «КЛАСС»). Рейтинги составляются на основе упоминаний в крупных федеральных изданиях. Их редакциям обычно не хватает экспертных мнений и материалов, и они рады помощи профессионала.
Поэтому и паблисити компании тоже не может служить надежным ориентиром.
Когда известность достигнута, доверие не нужно постоянно подтверждать - имя делает все за тебя. Попасть в зону, недоступную критике, опасно и для самого тренера, ведь у профессионала всегда должен оставаться внутренний стимул к развитию, совершенствованию собственно тренинговой практики. Не случайно теоретическая и методическая работа тоже выделилась в отдельную специализацию – бизнес «не практикующих» разработчиков тренингов.
За серьезной тренинговой компанией всегда стоит методический центр и автор – собственный либо принадлежащий партнерской школе, у которой честно приобретены знания и права на тренинговый продукт. Поэтому тематические публикации авторов тренингов, руководителей методических центров не утратили своей актуальности в качестве критерия ценности транслируемых ими знаний. Подлинного профессионала от компилятора, плагиатора, графомана отличает новизна, оригинальность и корректность ссылок на предшественников и источники. Настоящий профессионал постоянно находится в опережающем развитии, поэтому открыто делится своими идеями с профессиональным сообществом, задает направления и вступает в дискуссии на тематических форумах, дает рекомендации новичкам профессии.
Сайт тренинговой компании также стал неотъемлемым атрибутом ее продвижения, чаще всего поиск тренинга начинается именно в Интернете. Степень информационной насыщенности и эргономика навигации сайта - тоже косвенные признаки добротности образовательного продукта. Здесь, как правило, можно ознакомиться с публикациями ведущих специалистов, авторов тренингов, библиографией пособий и рецензиями на них, найти ссылки на авторские школы и партнерские компании. Но полагаться только на впечатления от интернет-представительства опасно: недобросовестные подражатели легко клонируют и материалы, и сам дизайн-проект. Для объективной «критики источника» следует сделать сравнение «самооценки» авторов с откликом в профильных изданиях и открытых сетевых ресурсах.

Форма, которая содержательна

Еще на этапе переговоров с тренерской компанией можно сделать предварительную оценку эффективности тренинга. Это позволяет определить характер постановки задач: профессионалы умеют сформулировать их в интересах конкретного клиента, преследующего конкретные цели обучения. Одним словом, хороший тренер не тот, кто отвечает на вопросы, а тот, кто их ставит.
Как не бывает успешного рыночного продукта «для всех», так нет и универсальных тренингов, подходящих для любой компании. Наталья Еремина («Персональное решение», г. Москва) уверена: «Будущее – за специализацией, за разработкой эксклюзивных решений под конкретный сегмент бизнеса, под конкретный бизнес. Тренинги продаж «чего угодно кому угодно» уже никому не нужны, даже задаром».
Тенденция к специализации затронула даже массовые продукты тренинговой «розницы»: управление продажами, навыки переговоров. Приглашая слушателей на открытые тренинги, серьезные компании уделяют внимание составу участников. Предварительные переговоры и анкетирование позволяют сформировать однородную группу для решения наиболее типичных, сходных задач. Соответственно, и эффективность обучения в таких группах вырастает.
Предложение адаптации тренинга под задачи конкретного клиента – еще один атрибут, ставший обязательным. Поэтому вектор развития форм обучения смещается с открытых тренингов в сторону корпоративных. Вероятно, ассортимент образовательных продуктов для открытых тренингов претерпит значительные изменения. Сами открытые тренинги будут выполнять больше демонстрационную роль: знакомство с работой тренера позволит принять решение о заказе у него корпоративного обучения.
Время, отведенное на освоение персоналом навыков, – один из важнейших критериев эффективности обучения. И хотя бизнес-тренинги относятся к формам краткосрочного обучения, продолжительность программы и периодичность циклов напрямую влияет на конечный результат. Чтобы применить на практике полученные знания, закрепить навыки, скорректировать задачи следующего этапа обучения, нужно тренерское сопровождение в виде консультаций и оперативной поддержки.
По мнению Натальи Ереминой, логика развития клиентов и тренингового бизнеса движется от разовых тренингов, решающих абстрактную задачу, в сторону продолжающихся корпоративных программ и консалтинговых проектов. В идеале комплексный проект будет решать вопросы оптимизации бизнес-процессов, а тренинг персонала будет ориентирован на принятые технологии и стандарты.
(Более подробно этот алгоритм изложен Натальей Ереминой на форуме «Рекламное измерение» www.triz-ri.ru/forum в разделе «Консалтинг и Тренинги», тема «О создании и продвижении тренингов и семинаров»).
Как правило, проблемы компании, связанные с компетенцией персонала, лежат сразу в нескольких плоскостях. И здесь простирается широкое поле для развития комбинированных форм обучения: семинаров, консультаций, тренингов. Наталья Еремина распределяет роли этих форм в учебном процессе:
«Семинар призван передавать информацию, модели, показывать примеры решений. На семинаре слушатели воспринимают, а на тренинге – действуют, в процессе консультации – решают свою задачу. Поэтому на семинаре может быть несколько десятков, сотен и даже тысяч человек. Консалтинг работает «один на один», а на тренинге работает группа в 8-12 человек».
Управление финансами, ВЭД, логистика, маркетинг, автоматизированный управленческий учет – для быстрого овладения этими предметными областями больше подходит форма краткосрочных курсов и семинаров. Но для успешного овладения навыками практического применения знаний форму тренинга ничто не заменит. Потому тренинги, разработанные на стыке дисциплин, будут востребованы и уже появились на рынке.
«Они призваны решать узкие задачи на стыке различных сфер. Хорошие результаты дает симбиоз: консалтинг + тренер. Например, маркетолог разработал стратегию и тактику выхода на новый рынок, в частности, описал технологию продажи, а бизнес-психолог отрабатывает речевые модули с сотрудниками», – комментирует Наталья Еремина.

А кто сэнсэй?

На ранних этапах развития рынка тренингов самой частой фигурой на этой сцене был тренер-психолог, психотерапевт, преподаватель гуманитарных дисциплин. Лучше других владея методикой индивидуальной и групповой тренерской работы, они первыми осваивали эту нишу и наполняли бизнес-тренинги содержанием из своей предметной области. Сегодня тренинги личностного роста, которые проводят психологи, адресованы в основном невротикам, в число которых попадает немало руководителей бизнеса.
В VIP-сегменте бизнес-тренингов для руководителей, считает Наталья Еремина, ведущую роль сегодня играют практики бизнеса: «Ведут их не психологи, а успешные бизнесмены и специалисты, глубоко знающие свой предмет и имеющие реальный опыт на серьезных предприятиях, на долгосрочных проектах с контролем результатов. Содержание качественных тренингов – это модели и примеры решения бизнес-задач».
А тренинги социально-психологической направленности решают конкретные задачи бизнеса через обучение и развитие сотрудников.
По единодушному мнению экспертов, фигура тренера становится ключевым фактором на зрелом рынке. Профессиональный опыт, качество подготовки тренера в конечном итоге определяют ценность и стоимость тренинга.
Если он не работал в бизнесе, то, как правило, его компетенции в решении бизнес-задач невысоки,- с этим утверждением Натальи Ереминой соглашаются не все эксперты, ссылаясь на врача, который не обязан перенести заболевание лично. Сложно судить, насколько корректно это сравнение: хороший врач наблюдает клиническую картину заболевания в течение многих лет и во всем разнообразии проявлений. Рецепты и способы решений задач для каждого конкретного случая и конкретного клиента должны быть и в арсенале хорошего тренера.
Очень важно для результата, где и как учился бизнес-тренер. «Если курс сводился к двум дням гештальт-терапии и аэробного дыхания, то этот бизнес-тренер вам не подойдет, даже если он гений», - считает Леонид Кроль.
Развитие рынка закономерно привело к появлению многочисленных школ и краткосрочных курсов бизнес-тренеров. Наталья Еремина согласна, что слабо подготовленные выпускники представляют угрозу для имиджа ниши тренингов в целом и для ниши массовых образовательных продуктов: «Многие руководители обожглись на низкопробных тренингах доморощенных психологов, выбросив впустую деньги компании и потратив зря время сотрудников».
Качество подготовки и оценки тренеров, так же, как вопрос стандартизации и сертификации услуг, остро стоит перед отраслью бизнес-образования. Но приблизиться к его решению можно будет только с усилением конкуренции. Тогда для этого появится мощный стимул.



свежий номер


 
 
603006, Нижний Новгород, ул. Провиантская, 47, оф. 502.
Тел. +7 831 218-36-93, +7 831 218-61-83 (размещение рекламы)
Copyright © 2007-2017 «b-mania.ru»