Деловой журнал
Главная Писать нам Карта сайта
Поиск:   




    О журнале     Онлайн версия     Архив     Контакты


Мысли вслух

 

Емкость рынка аудиокниг никто не подсчитывал. Однако Кирилл Красильников, генеральный продюсер компании «СиДиКом-Аудиокнига» (Москва), уверен, что он вполне перспективен для вложений. В 2006 году объем рынка составил $10 млн., к 2010-му, по прогнозам компании, он приблизится к отметке в $70 млн.
Аудиокниги в России – явление относительно новое. Увлечение, как полагается, пошло из Москвы в регионы, поэтому в 2003 году, когда процесс только начался, доля слушателей аудиокниг в регионах была мизерной. Сегодня, отмечает Красильников, уже можно говорить о том, что соотношение объема регионального и столичного рынка сровнялось и составляет 50 на 50.
Однако не все игроки рынка разделяют его мнение. В издательстве «Медиа Книга» на долю регионов отводят 35%, а в «АРДИСе» ее оценивают максимум в 20%. Кроме того, несмотря на растущие показатели, региональный рынок аудиокниг значительно отличается от московского. И главная его особенность – практически полное отсутствие собственного производства. Рассказывает Владимир Полищученко, директор издательства «Говорящая книга» (Москва): «В регионах практически никто не занимается производством аудиокниг, при котором используется студийная работа. Во-первых, по причине того, что там нет издательств такого масштаба. А во-вторых, отсутствуют именитые чтецы, режиссеры общероссийского уровня, которые в конечном итоге тоже влияют на выбор покупателя. Поэтому на практике «провинциальный» рынок аудиокниг представляет собой перепродажу уже существующих изданий».
В чем же специфика производства аудиокниг, которая так отпугивает «регионалов»? Казалось бы, вкладывай деньги и организовывай издательство, используя московский опыт. Однако рецепт не так прост: в бизнесе большое количество подводных камней. И с первыми из них придется столкнуться еще на подготовительной стадии, когда принимается решение: что, собственно, будет представлять собой диск?
Михаил Литваков, коммерческий директор издательства «Два жирафа» (Москва), поясняет: «Выделить какую-то тематику как стопроцентно беспроигрышную достаточно сложно. Рассуждать о шансах на успех можно только в случае, если мы имеем дело с конкретным проектом. Причем это будут именно рассуждения: есть достаточно много примеров, когда пользовались низким спросом постановки, в которые было вложено немало денежных средств. Но все-таки можно назвать и относительно свежие направления. Яркий пример – познавательная серия «Кругозор». До недавнего времени мало кому могло прийти в голову, что большим спросом будет пользоваться диск, на котором в течение 9,5 часов рассказывают о порохе. К этой категории можно отнести и историческую тематику. Что же касается детской сферы, то здесь ничего принципиально нового не происходит. В основном по причине того, что у нас очень мало по-настоящему популярных авторов, пишущих для этой возрастной категории. По сути дела их два: Успенский и Остер».
К более смелым выводам приходят специалисты издательства «Медиа Книга», которые убеждены: если провести небольшой сравнительный анализ, то нетрудно будет заметить, что незанятых ниш на рынке аудиокниг достаточно много. Например, возьмем крупный книжный магазин. Ассортимент здесь будет составлять порядка 100 000 наименований. А самый большой аудиоприлавок не сможет предложить более 3 000. Так как эти виды продукции почти родственные, то по разнице между вышеупомянутыми показателями можно определить, сколько еще нехоженых троп на рынке аудиокниг. Другой вопрос – какие из них окажутся действительно прибыльными.
Зарубежная практика показывает, что около 40% аудиокниг – это учебные диски (всевозможные тренинги, лекции). Приобретают популярность они и у нас. Хорошо уходят диски, относящиеся к интеллектуальной категории non fiction. Прежде всего, это такие авторы, как Кара-Мурза, Паршев, Калашников. Еще одно свежее направление – издания на иностранных языках. Например, у нас мало качественных дисков на английском, немецком, французском. Пожалуй, новичка на рынке аудиокниг, решившего издавать такую продукцию, трудно будет обвинить в банальности».
Как видим, несмотря на наличие большого количества незанятых ниш, всегда есть риск проиграть.

Трудности дипломатии

Допустим, мы правильно выбрали направление, поймали конъюнктуру. Что будет приоритетом дальше – вопрос неоднозначный.
Владимир Полищученко («Говорящая книга») рассказывает: «В процессе издательства аудиокниги сложно выделить самую трудную и дорогостоящую стадию. В каждом конкретном проекте она может быть разной. Если мы имеем дело с классикой, то, скорее всего, приоритетом будет студийная работа. Соответственно, большая часть денежных расходов запросто может уйти на гонорары чтецам, режиссеру и т.п.). Совсем другой вариант развития событий может быть при работе с автором или его наследником. Зачастую приходится терпеть как временные, так и финансовые издержки. Нередки случаи, когда пробивать договор приходилось в течение полугода. Это характерно по большей части для именитых авторов. Так что в конце такого юридического марафона издателю приходится выкладывать немалую сумму, соответствующую статусу.
Особое значение имеет дизайн. Как показала практика продаж, лучше всего, если диск по внешнему виду похож на книгу. Здесь предпочтительна форма DVD-pack».
Итак, если издатель не решил удариться в классику, неизбежно возникает необходимость покупки авторских прав. Здесь нужно обладать поистине дипломатической дальновидностью. И никогда нет гарантии, что все закончится выгодными для покупателя условиями. Например, при работе с автором «Гарри Поттера» российским издателям пришлось выполнять достаточно неудобные требования. Известно, что шотландская писательница Джоан Роулинг лично проводила кастинг голосов и выбрала высокопрофессионального, но малоизвестного в широких кругах чтеца, который специализируется именно на аудиокнигах. Кроме того, читать текст он должен был без музыкального сопровождения. Как это повлияло на продажи – определить сложно, но данный пример очень хорошо показывает, насколько автор может воздействовать на процесс издательства.
Конечно, подобные капризы более характерны для зарубежных мировых знаменитостей. Как утверждает большинство игроков, в работе с нашими авторами самое главное – оговорить сроки покупки прав на издание.
«Проработка договорных отношений с автором – дело очень тонкое и кропотливое, - отмечает Михаил Литваков. - Во многих проектах это является важнейшим, основополагающим моментом. Например, многие издатели уделяют недостаточное внимание времени, на которое покупаются авторские права. Это грубая и, к сожалению, достаточно распространенная ошибка. Последствия могут быть самыми пагубными. Если срок будет коротким, то в скором времени, по его истечении, продажа продукции станет носить нелегитимный характер. В результате издатель просто не успеет вовремя реализовать товар. Очевидно, что писатели (или их представители) заинтересованы в продаже своего авторства на непродолжительный период. Многие изначально устанавливают строгие сроки: например, не более одного года. Соглашаться на такие условия нецелесообразно. Мы стараемся избегать таких договоренностей. Как правило, все-таки удается прийти к взаимовыгодному варианту».
Кирилл Красильников отмечает другие тонкости: «Рынок авторских прав, по сути дела, децентрализован. Часто он сводится к физическим лицам, которые могут жить за границей и не иметь представителей в нашей стране. И даже если они находятся в центре Москвы, то, опять же, если автор не входит в какое-нибудь авторское общество и не имеет агентов, найти его крайне сложно. Ситуация усугубляется, когда права на произведение переходят наследникам. Во-первых, их зачастую бывает очень много, во-вторых, найти их труднее, в-третьих, сам продукт – аудиокнига – явление молодое. Приходится объяснять, что это такое. И только после аналогии с пластинками приходит приблизительное понимание. Есть и еще одна проблема. Часто по незнанию правообладатели называют первые пришедшие им в голову и ничем не обоснованные суммы, которые намного превышают приемлемые для производителя авторские гонорары на таком пока еще молодом рынке».
Большинство игроков сходятся во мнении, что лучше всего сотрудничать с действующими авторами. Они в большей степени могут быть заинтересованы в самом факте издания их произведения в аудиоформате, нежели финансовой стороной. Наследников, как правило, интересует только выгода. Впрочем, даже самые успешные переговоры еще не являются гарантией будущей прибыли. Во многих случаях это напоминает настоящую лотерею. Владимир Ларин, директор по продажам издательства «АРДИС» (Москва) поясняет: «Многие издатели предпочитают не работать с современными авторами. Если он еще неизвестен – то это просто кот в мешке, прибыльность которого под большим вопросом. А если уже популярен – запросто может оказаться пока еще рейтинговым котом в мешке. Никто не может предугадать, насколько будет благосклонна аудитория к ставшему известным писателю после выхода его очередного творения. Но факт остается фактом: если издательство открывает и имеет в своем распоряжении нового, эксклюзивного, успешного автора, то сложно будет придумать более свежую незанятую нишу».

Неуместные RECорды

И все-таки, вне зависимости от того, с кем приходится заключать договор, производство аудиокниги неизбежно связано со студийной работой. Многие безоговорочно считают этот аспект приоритетным.
«Самое главное и самое дорогостоящее в деле производства аудиокниг – создание фонограммы, - утверждает Кирилл Красильников. - В зависимости от приглашенных артистов, студии, стоимости музыкального сопровождения себестоимость проекта может различаться в несколько раз».
Владимир Ларин находит здесь интересные закономерности: «Есть два основных варианта: либо создать дорогостоящую студийную постановку, либо работать с одним чтецом, который уже своим именем привлечет внимание потенциального покупателя, – рассказывает он. – Первый способ, соответственно, более дорогостоящий. Затраты на трех-четырехчасовой спектакль могут варьироваться в пределах от $5 000 до $8 000. Плюс ко всему, в этом случае достаточно долго придется ждать того момента, когда оправдаются вложенные средства. Иногда проходит не один год, прежде чем предприниматель начинает выходить «в ноль». Однако удачные постановки в итоге оправдывают себя с лихвой».
Владимир Полищученко отмечает еще одну грань: «Один удачно выбранный чтец может перевесить крупную и дорогую, но неудачную постановку. Но работа и с одним актером может быть связана с большими затратами. Например, один час студийной работы Эммануила Виторгана стоит порядка $500. Некоторые пытаются экономить, запирая чтеца в студии, где он читает весь текст много часов подряд. Одновременно это повод избавиться от услуг режиссера. Но качество в итоге будет говорить само за себя. Возможно, это смогут проглотить регионы. Но в Москве и Санкт-Петербурге потребитель уже привык к качеству. Так что рекордсменство в студии неуместно».

Что дистрибьютор мне готовит?


Свои сложности есть и за пределами производственного процесса.
«Помимо остальных этапов издания диска с аудиокнигой, немаловажное значение имеет грамотное выстраивание дистрибуции, - рассказывает Константин Конищев, директор по продажам ООО «Аудиоконсалт» (Нижний Новгород). - Очень часто в магазинах приходится встречаться с большим выбором продукции, носящим беспорядочный характер. Такой подход значительно осложняет задачу покупателя, которому трудно сориентироваться во всем этом изобилии. В итоге он может выбрать далеко не топовый вариант. Если продукция распространяется в небольшом магазине, то здесь в любом случае должны быть сосредоточены лучшие аудиокниги. Худший вариант – когда владельцы заинтересованы в продаже только дешевых дисков».
Причины такого несерьезного отношения к продукции определяет Кирилл Красильников:
«Основная проблема в том, что рынок аудиокниг очень молодой. У него нет своей четкой ниши для сбыта продукции. Нас, например, спасло то, что больше 10 лет компания занимается караоке и по налаженным каналам дистрибуции отправляет аудиокниги. Но, опять же, возникает дополнительная сложность – в книжных магазинах и в сетях аудио/видеотехники аудиокниги воспринимаются как дополнительный и, хотя перспективный, но сегодня не самый прибыльный продукт. Поэтому отношение к этому виду продукции еще крайне специфическое, сами сети не уделяют ему должного внимания, приходится продвигать аудиолитературу полностью своими силами. Наша компания, например, обеспечивает все точки продаж, которые в этом нуждаются, фирменными стойками под продукцию и каталогами литературы.
Но после выхода на рынок ведущих книжных издательств с широкой налаженной системой дистрибуции, для небольших и новых компаний говорить о выстраивании каналов сбыта с нуля представляется малореальным».
Дополнительные факторы приходится учитывать тем, кто занимается бизнес-изданиями. Рассказывает Константин Конищев:
– Необходимо очень грамотно подойти к выбору партнеров и мест, где непосредственно будет осуществляться продажа конечному покупателю. Естественно, наша продукция не рассчитана на продажу в местах, где продаются диски “все в одном”, а ориентирована на продажу в специализированных магазинах».
Возникает закономерный вопрос: не вытеснят ли в скором будущем аудиокниги печатные издания? Казалось бы, предпосылок для этого предостаточно. Развиваются технологии, появляются все более удобные, портативные аудиоустройства. Однако специалисты осторожничают с выводами.
-Конечно, у аудиокниги есть свои преимущества, - отмечает Михаил Литваков. - Но это еще не значит, что печатные издания мгновенно уйдут в небытие. Со стопроцентной уверенностью можно сказать лишь то, что этот рынок растет достаточно быстрыми темпами в течение последних двух-трех лет. И, по крайней мере, в ближайшие полтора года развившийся процесс не должен затухнуть.
А это значит, что можно рискнуть и попробовать.



свежий номер


 
 
603006, Нижний Новгород, ул. Провиантская, 47, оф. 502.
Тел. +7 831 218-36-93, +7 831 218-61-83 (размещение рекламы)
Copyright © 2007-2015 «b-mania.ru»