Деловой журнал
Главная Писать нам Карта сайта
Поиск:   




    О журнале     Онлайн версия     Архив     Контакты


Был ли мальчик?

 

Центр и регионы — две большие разницы, как говорят в Одессе. Рядовому потребителю это несложно увидеть на примере сферы услуг (а все мы, выходя из офиса, становимся рядовыми потребителями). К примеру, пока в столице интернет-провайдеры всеми силами стараются привлечь как можно больше частных клиентов и предлагают все более выгодные тарифы, в Нижнем Новгороде этот сегмент практически монополизирован. Да и в других сферах у потребителей не всегда есть выбор. В то же время то тут, то там можно встретить сетования на жесткую конкуренцию на рынке.

Так на каких рынках на самом деле конкуренция настолько высока, что приходится бороться не на жизнь, а на смерть? Или жалобы на то, что соперники «задавили» и выживают, сильно преувеличены? И каковы признаки реальной конкуренции?

Когда существенных различий между качеством и ассортиментом продуктов у конкурентов нет, когда свободных ниш не осталось и уже не помогает демпинг, клиентов начинают привлекать высоким уровнем обслуживания. По крайней мере, это был бы вполне логичный показатель. Но стоит зайти в магазин, и перед глазами выстраиваются очереди, продавцы занимаются своими делами – примеров множество. Вплоть до того, что порой создается впечатление, будто российские компании не слишком нуждаются в клиентах. Какая уж тут конкуренция…

Аналитики говорят

Игорь Березин, ведущий консультант и член совета директоров исследовательской компании «Ромир» (Москва), считает, что о высокой конкуренции говорить рано. Конечно, ситуация на различных рынках неодинакова. «Однако в сфере розничной торговли ни в Москве, ни в регионах по-настоящему серьезной конкуренции пока нет. Свободных мест на рынке достаточно: есть и площадки под магазины, и незанятые ниши. К примеру, во Франции 80% розничной торговли контролируют четыре крупнейшие сети – вот там действительно наблюдается высокая конкуренция», – отмечает он. В России в 2005 году на долю двадцати самых крупных ритейлеров приходилось около 10% рынка розничной торговли страны. Сейчас, в 2007 году, они в совокупности занимают 20%. В Москве десять крупнейших сетей держат около 30% рынка, в Санкт-Петербурге – примерно 50%, рассказывает Игорь Березин. Оставшуюся часть занимают небольшие сети, отдельные магазины и рынки (на их долю приходится 25%). Рынки становятся менее конкурентоспособными – их доля снижается на 1% ежегодно. А сетевые магазины, по его словам, в прямую конкуренцию друг с другом не вступают.

Один из признаков невысокого уровня конкуренции – требования, которые они выдвигают своим поставщикам – отчасти оправданные, отчасти нет, считает Березин. Например, чтобы представить свой товар в крупной розничной сети, производитель должен оплатить так называемый «входной билет» - заплатить за вход в торговую точку, а также принять на себя ряд обязательств, связанных с ассортиментом, выкладкой товара, промо-акциями и т.п. При наличии действительно серьезной конкуренции сети сами старались бы привлечь к себе внимание лучших поставщиков.

Елена Аверьянова, директор по финансам маркетингового агентства «Up & up» (Нижний Новгород), уверена в обратном: «Торговые центры как формат — это высококонкурентная сфера. Об этом мало говорят, но продуктовые сети также достаточно дорого платят за свое господство над малым бизнесом».

А вот рынок консалтинговых и маркетинговых услуг, по ее словам, не настолько конкурентен, как об этом часто говорят. В некоторых сферах ситуация складывается неоднозначная: «Есть некоторые производственные рынки, которые не являются высококонкурентными из-за большого объема стартовых вложений (до 200 млн. руб.), но которые могут быть очень конкурентными в буду-щем. В первую очередь, это производство строительных материалов. Строительный рынок в плане конкуренции вообще достаточно разнороден. Производство работ - менее конкурентный сегмент, чем продажа строительных материалов, но более конкурентный, чем их производство.

Под большим вопросом находится уровень конкуренции в сегменте средних и крупных отелей. Даже если сейчас конкуренция на этом рынке не считается высокой, количество заявленных инвестиционных проектов таково, что риски каждого нового я бы рекомендовала взвешивать с особой тщательностью».

Работники отвечают

Какие еще сегменты не стоит рассматривать новичкам в качестве потенциальных ниш для вложения денег? По словам Игоря Березина, у нас ситуация, аналогичная той, что сложилась с розничной торговлей продуктами питания во Франции, существует в сфере салонов мобильной связи. «В этом сегменте идет жесткая борьба за клиента между четырьмя-пятью крупнейшими игроками», – отмечает он.

А ведь еще лет 10 назад и рынка-то как такового практически не существовало. Cейчас же у рядового покупателя порой разбегаются глаза от объема предложения. То, что глаза нас не обманывают, подтверждает и Валерия Солок, руководитель УК «Цифроград» (Москва): «Конкуренция между сотовыми ритейлерами начала обостряться около двух лет назад, когда сформировался пул из пяти-шести основных игроков рынка. Федеральные компании начали экспансию в регионы, вытесняя местные сети. Вторым этапом стала конкуренция между ними за долю рынка в каждом из регионов. Для этих двух периодов была характерна жесткая ценовая конкуренция между сетями».

Сегодня, продолжает эксперт, эпоха ценовых войн уже закончена, активная фаза консолидации рынка пройдена. В основном сотовые ритейлеры сражаются за покупателя с помощью маркетинговых приемов и повышения уровня сервиса. Сейчас на этом рынке предложение явно превышает спрос, уверена Валерия Солок. Ассортимент у каждого ритейлера составляет более 200 моделей сотовых телефонов, способных удовлетворить потребность практически любого покупателя как по техническим характеристикам оборудования, так и по дизайну и цене.

«Уникальных предложений на рынке сотового ритейла не существует – практически во всех сетях предлагаются одни и те же модели и услуги, – продолжает она. Безусловно, отличия есть – это и эксклюзивные модели производителей, и разные виды услуг, но они неактуальны для массового потребителя». Именно поэтому конкурентная борьба идет по таким направлениям, как качество обслуживания, доступность магазина для покупателя (расположение в проходимых местах), комфорт и удобство выбора, быстрое появление новинок на прилавках.

– Для нашего рынка основной показатель высокой конкуренции – концентрация торговых точек в одном месте. Поскольку салон сотовой связи сейчас – это «магазин у дома» или «магазин по пути», сосредоточение в одной точке 5-6 магазинов разных сетей – не редкость. Если говорить о качестве сервиса – к сожалению, не всегда именно этот фактор является определяющим. Хотя все крупные игроки уделяют сервису самое пристальное внимание, человеческий фактор здесь играет очень большую роль. Мы, к примеру, регулярно проводим тренинги для своих продавцов, акцентируя внимание именно на качестве обслуживания покупателей – и такие тренинги приходится проводить регулярно, чтобы поддерживать сервис на должном уровне. В итоге именно это дает нам лояльных покупателей и, как следствие, способствует увеличению объемов продаж. В банках возражают В последние несколько лет развитие потребительских программ дало толчок росту банковской системы, а отсюда и приход новых игроков, и усиление присутствия некоторых«старичков». Значит ли это, что нас ждут закономерные преимущества усиливающейся конкурентной борьбы? Как считает Игорь Березин, «в банковской сфере о жесткой конкуренции тоже говорить еще рано, хотя тут дело зависит от сегмента». Например, на рынке ипотечного кредитования идет борьба за платежеспособного клиента: людей, которые могут выплачивать ежемесячно крупные суммы, не так много. В сегменте автокредитования уровень конкуренции также высок, о чем свидетельствуют процентные ставки – 10% годовых на 2-3 года, для клиентов это хорошие условия, считает Березин. А вот в сегменте потребительского кредитования (кредиты на повседневные нужды) острой конкуренции не наблюдается. «Раньше ставки реально доходили до 60% годовых, сейчас – до 30%. При действительно высокой конкуренции они бы составляли где-то 18-23%, – поясняет он. – Сейчас банки скорее борются друг с другом не за потребителя, а за посредника – кредитные организации, которые имеют договоры с крупными сетями («Эльдорадо», «Евросеть» и т.д.), получают конкурентные преимущества. Соответственно, банки прилагают много усилий, чтобы войти в пул аккредитованных». Несколько иначе оценивают ситуацию сами банкиры. Дмитрий Лысов, генеральный директор нижегородского филиала банка Home Credit, рассказывает: «Сейчас уже можно говорить о насыщении сегмента потребительского «магазинного» кредитования физических лиц. Речь идет, к примеру, о кредитах на покупку бытовой техники. Конкуренция в этом сегменте уже достаточно высока. Мы были одним из первых банков, который начал предлагать подобную услугу, поэтому наши позиции на этом сегменте рынка уже довольно сильны. Кроме того, мы стараемся оказывать услуги качественно и оперативно, то есть уделяем особое внимание обслуживанию клиентов». Если говорить о качестве сервиса как о показателе уровня конкуренции, то этот вопрос очень тонкий: в каждом конкретном случае важны множество факторов. К примеру, продолжает он, в одном крупном российском банке очереди в отделениях и частое недовольство уровнем сервиса можно встретить постоянно, но это не мешает ему оставаться в своей сфере в числе лидеров рынка. Однако, по мнению Лысова, российский потребитель отнюдь не свыкся с низким уровнем сервиса. Наоборот, сейчас идет постоянный рост требований к качеству обслуживания, считает он. Человек, который однажды испытал все преимущества хорошего сервиса, уже не сможет спокойно относиться к низкому качеству предоставляемых услуг.

-В целом в сфере банковских услуг для физических лиц пока рано говорить о высоком уровне конкуренции: сейчас идет период насыщения рынка услугами. Не стоит забывать, что долгое время население не доверяло банкам либо слабое материальное положение не позволяло людям пользоваться по максимуму их услугами. Сейчас число лояльных покупателей услуг постепенно растет. Думаю, что реально конкурентным наш рынок станет в ближайшие год-два.

Прогнозы

Да, потребитель действительно с каждым годом становится все требовательней, но у многих компаний еще нет крайней необходимости ориентироваться на него. Картина будущего пока туманна. Игорь Березин («Ромир») подытоживает: «Говорить о том, в какие сроки наступит и наступит ли вообще высокая конкуренция на розничном рынке, довольно сложно. Но, скажем, если произойдет существенное замедление темпов роста доходов населения и люди начнут считать деньги, тогда насыщение рынков произойдет быстрее. Еще один фактор – реальное развитие ипотеки. Если несколько миллионов семей возьмут кредиты на квартиру и влезут в многолетние долги, конечно, расходовать средства они начнут экономней и к выбору магазинов будут подходить уже серьезнее. Тем более что с учетом роста автомобилизации в стране люди становятся более мобильными, и многие из них могут позволить себе съездить в хороший магазин далеко от дома, хотя пока даже в Москве, по нашим подсчетам, ареал совершения повседневных покупок равен примерно 1 км от дома.



свежий номер


 
 
603006, Нижний Новгород, ул. Провиантская, 47, оф. 502.
Тел. +7 831 218-36-93, +7 831 218-61-83 (размещение рекламы)
Copyright © 2007-2017 «b-mania.ru»