Деловой журнал
Главная Писать нам Карта сайта
Поиск:   




    О журнале     Онлайн версия     Архив     Контакты


Сами мы не местные

 

На начальной стадии организации бизнеса в другом регионе создается представительство. Для него (впрочем, как и филиала) головная фирма ищет место под офис, а назначенный директор уже заключает договор аренды и уведомляет об итогах руководство в центре. Создание представительств на начальном этапе необходимо для того, чтобы прощупать рынок, заключить первоначальные сделки и ознакомиться с ситуацией в регионе, поясняет Владимир Новожилов, главный бухгалтер Нижегородского филиала Московской страховой компании. Однако юридическими правами на заключение сделок и организацию бизнеса представительства не наделяются. Они являются всего лишь посредниками между головным офисом и клиентами.

«Если регион с высоким экономическим потенциалом и существует команда, которая может выполнить планы по развитию бизнеса в регионе, - принимается решение об открытии филиала», - говорит Андрей Марукин, начальник Управления регионального развития Департамента развития филиальной сети АКБ «Промсвязьбанк» (Москва).

Ошибка, приводящая налоговиков

 

Виктория Аверьянова, генеральный директор юридической компании «Республика Права» (Москва), рассказывает о том, как правильно регистрировать филиалы:
– Учредители Общества на общем собрании участников простым большинством (принятие данного решения не относится к исключительной компетенции общего собрания) принимают решение о создании филиала либо представительства Общества, а также о назначении главы филиала или представительства, об утверждении положения о филиале или представительстве.

Следующий шаг, отмечает она, – составление пакета документов для регистрации изменений в учредительных документах Общества. Вот здесь чаще всего организации, открывающие филиалы, допускают одну ошибку. А именно, согласно законодательству, данные изменения в учредительных документах, имеют уведомительный порядок, означающий, только то, что изменения вступают в силу с момента уведомления об этом регистрирующего органа.

— На данном этапе необходимо заполнить так называемую форму Р13002 - решение о создании филиала или представительства и учредительные документы Общества в новой редакции с указанием на место нахождения филиалов или представительств, – продолжает она. – Для Обществ с ограниченной ответственностью, количество участников в котором два или более, актуальны устав и учредительный договор.

Форма Р13002 должна быть заверена нотариально генеральным директором Общества. Это один способ регистрации, но существует еще и второй, когда организация предоставляет в регистрирующий орган определенный пакет документов: заверенную нотариально форму Р13001, квитанцию об оплате государственной пошлины (400 рублей) за регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы – решение о создании филиала или представительства (предоставляется оригинал) и учредительные документы Общества в новой редакции с указанием на место нахождения филиалов/представительств.

– Таким образом, пакет документов, в принципе, отличается только формой заявления и оплатой государственной пошлины, – добавляет она.
По ее словам, практика показывает, что налоговые органы, проводящие регистрацию, за частую, не хотят принимать пакет документов, составленные по первому варианту. С чем это может быть связано?

-Во-первых, с элементарным незнанием налоговыми инспекторами, принимающими дела, действующего законодательства (иногда моим юристам приходится вместе с налоговыми инспекторами читать законы «Об Обществах с ограниченной ответственностью» или «Об акционерных обществах» в зависимости от того в каком типе Общества производятся данные изменения). Во-вторых, с нежеланием терять 400 рублей государственной пошлины, уходящей в бюджет, эта сумма может показать не большой, но в масштабах страны она существенна. Мы все своим клиентам советуем проводить данные изменения в уведомительном, как это закреплено в законе, а не разрешительном порядке, как того необоснованно требуют налоговые инспекторы, – поясняет Виктория Аверьянова.

После подачи юридической фирмой данного пакета документов налоговый орган назначает день получения документов с соответствующими изменениям.

 

Виктория Аверьянова: Срок по законодательству должен составлять не более 5-ти рабочих дней с момента подачи пакета документов в регистрирующий орган, о чем свидетельствует закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». В Москве он увеличен до 7 дней. По истечении срока, налоговая инспекция должна выдать на руки:
-свидетельство о внесении изменений в Единый государственный реестр юридических лиц;
-новую редакцию устава или учредительного договора со штампом и печатью налоговой инспекции;
-выписку из Единого государственного реестра юридических лиц. В этой выписке должны содержаться сведения обо всех филиалах или представительствах, заявляемых Обществом.
После того, как вы уведомили налоговый орган о производимых изменениях и о получении всего пакета документов, необходимо поставить на учет Общество по месту нахождения филиала или представительства данного Общества. Таким образом, процедура получается «обратная»: осуществляется постановка на учет головной организации по месту нахождения филиала или представительства. Для этого необходимо подать следующий пакет документов:
–заявление по форме 09-1-1, утвержденное Приказом МНС России;
—положение о филиале или представительстве Общества (как правило, предоставляется оригинал);
—доверенность на главу филиала ил представительства, подписанную директором головной организации.
Данный список необходимо уточнять в каждой налоговой отдельно, так как, в зависимости от региона он может варьироваться. После этого вся процедура считается законченной. Стоимость услуги регистрации филиалов или представительств зависит от региона, в котором данная услуга оказывается, и от размера самой оказываемой услуги.
Предположим, клиент уже сам прошел первый этап процедуры, уведомил свою налоговую о создании филиала и от нас, как от фирмы, хотел бы только постановку на учет головной организации по месту нахождения филиала. В данном случае стоимость услуги будет одна. Или, если же, клиент заказывает полную услугу, начиная от уведомления и до постановки на учет - в этом случае стоимость будет выше.

Срок действия филиала или представительства ничем не ограничен и является бессрочным, так как в действующем законодательстве Российской Федерации нет ограничений по срокам действия филиалов и представительств.

Тройной контроль

 

Филиалу предоставляется право развивать бизнес в данном регионе в пределах выданной доверенности директору филиала, который в свою очередь имеет право заключать все договоры от имени головного офиса, то есть выполнять те же функции, что и головной офис, в пределах установленных рамок. Ограничения распространяются на заключения хозяйственных договоров и договоров на суммы, превышающие оговоренные.

– Отношения между головным офисом и филиалом складываются таким образом, что головная фирма выступает в роли контролирующего органа. В пределах выданной доверенности филиал является полностью самостоятельной организацией, но всегда выступает от имени головного офиса. В головной организации существует департамент региональной сети, который организует и курирует деятельность всех имеющихся у организации филиалов. Головной фирмой назначаются директора филиалов, заместители директоров филиалов и главные бухгалтеры филиалов. Внутренний персонал набирает директор филиала в рамках штатного расписания, утверждаемого головным офисом. Сотрудники подчиняется непосредственно директору филиала. Заместитель директора подчиняется директору филиала. Такая система, - говорит Владимир Новожилов («Московская страховая компания»), - очень удобна и позволяет грамотно организовать деятельность филиала. Контролируя работу первых лиц, головной офис тем самым осуществляет контроль надо всеми сотрудниками организации.

Головная фирма следит за деятельностью филиала, поэтому можно выделить первичный, внешний и общий контроль. Первичный контроль включает в себя предоставление филиалами в соответствующие органы головного офиса бухгалтерских баз, составление еженедельных и ежемесячных отчетов о деятельности филиала на основании соответствующего приказа. К внешнему контролю относятся ведение головным офисом полного бухгалтерского и управленческого учета на основании выгрузки филиалами программ бухгалтерии и отчетов. Для общего контроля создана система внутреннего аудита, она позволяет контролировать деятельность филиала уже на месте. То есть внутренние аудиторы приезжают в филиал, знакомятся с документацией, проверяют все, начиная от организации бизнеса (документооборота, бухгалтерии, порядка ведения операций), заканчивая его учетом, и дают рекомендации по улучшению деятельности филиала. Аудиторы могут делать замечания. По сути, внутренний аудит создан с целью предотвращения замечаний от государственно– контролирующих органов.

Андрей Марукин (Промсвязьбанк) рассказывает, что в головном офисе банка создан институт кураторов, за которыми закреплены группы филиалов:
-закреплена функциональная подотчетность руководителей филиалов перед заместителем директора департамента-руководителя по развитию регионального бизнеса;
-установлена периодичность и введены формы отчетов;
-введены единые стандарты оборудования и оформления удаленных офисов Банка, корпоративной культуры и качества обслуживания;
-в целях определения оптимальной численности разработана методика нормирования численности персонала;
-разработана система категорирования филиалов;
-систематически осуществляются командировки руководителей по развитию бизнеса в каждый филиал, с целью выявления проблемных вопросов, изучения существующего опыта работы, оценки кадров;
-осуществляются плановые проверки филиалов службой внутреннего аудита и контроля;
-проводятся выездные заседаний правления банка, представление отчетов каждого филиала о проделанной работе, оценка каждого из направлений бизнеса филиалов.

 

Бумажный обмен

 

Документооборот между головной фирмой и филиалами достаточно прост. Изданные приказы и распоряжения высылаются по электронной почте в отсканированном виде вместе с пояснениями по введению в действия данных приказов. Соответственно, любую отчетность филиалов головная фирма также получает в отсканированном виде по электронной почте. Основные документы, которые непосредственно влияют на деятельность филиала (сведения о премировании, депримировании сотрудников и т.п.) пересылаются экспресс-почтой, предварительно их дублируют в электронном формате. Вопросы и просьбы, поступающие от филиалов, передаются по электронной почте в виде служебных записок.

Существуют некоторые разграничения между филиалами и головной фирмой по уплате налогов. «Налоги федерального бюджета (НДС, налог на прибыль) выплачиваются головной организацией в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерацией. Налоги регионального бюджета (местные: налог НДФЛ, Единый социальный налог, налоги в пенсионный фонд) выплачивают сами подразделения в соответствии с положениями Налогового кодекса РФ. Например, НДС и налог с прибыли уплачивает головная фирма в федеральный бюджет, а также распределяет в соответствии с долями по региональным бюджетам в соответствии с прописанными расчетами в положениях Налогового кодекса», - рассказывает Марукин.

Существуют еще налог на имущество, транспортный налог, сборы на экологию и другие налоги, определенные местными законодательными органами, которые рассчитываются филиалами и выплачиваются по месту регистрации в региональный бюджет.

Таким образом, при развитии филиальной сети, нужно помнить о централизации и децентрализации управления. Грамотное распределение функций и обязанностей между головным офисом и филиалами ведет к успешной работе и процветанию всей организации в целом.



свежий номер


 
 
603006, Нижний Новгород, ул. Провиантская, 47, оф. 502.
Тел. +7 831 218-36-93, +7 831 218-61-83 (размещение рекламы)
Copyright © 2007-2017 «b-mania.ru»