Деловой журнал
Главная Писать нам Карта сайта
Поиск:   




    О журнале     Онлайн версия     Архив     Контакты


Высший разряд

 

Как влияют рейтинги на репутацию компании и что необходимо сделать, чтобы в них попасть, выяснял журнал Businessmania.

По словам Павла Самиева, директора департамента рейтингов финансовых институтов (рейтинговое агентство "Эксперт РА"; Москва), рейтинги – это универсальный инструмент оценки рисков и важнейший элемент внешних коммуникаций.
-Быстрорастущие компании в жесткой конкурентной среде уже не могут обойтись без независимой оценки надежности, конкурентоспособности и прозрачности. При участии в конкурсах и тендерах, проводимых как корпорациями, так и госорганами по выбору страховщиков, банков-агентов, управляющих компаний все чаще обязательным условием становится наличие высокого или, по крайней мере, приемлемого рейтинга надежности от признанного рейтингового агентства,- рассказывает Павел Самиев.

-Рейтинговые оценки используются в качестве критериев в системах риск-менеджмента, при проведении конкурсов АСВ, АИЖК, крупными частными и государственными компаниями, а также учитываются регуляторами и биржами ФСФР, МИНФИН, ЦБ РФ, ММВБ и РТС, - отмечает Светлана Тюнькова, руководитель клиентского управления Национального Рейтингового Агентства (Москва). -Например, в Приказе Министерства Финансов принципы размещения страховых резервов основываются в том числе на рейтингах эмитентов или управляющих компании. Также рейтинговый отчет можно использовать как независимую публичную оценку агентства в деятельности компании, при продвижении того или иного финансового продукта, например ПИФов.
Елена Арбузова, директор по развитию рейтингового агентства RusRating/GlobalRating (Москва) уверяет, что сегодня спрос на услуги рейтинговых компаний превышает предложение.

Как правило, агентства составляют два вида рейтингов: бесплатные (дистанционные) и платные (индивидуальные).

- Механизм достаточно прост: после заключения договора и оплаты, заказчик передает агентству всю официальную отчетность, заполненную анкету, - поясняет Павел Самиев. - Аналитики агентства рассчитывают необходимые финансовые коэффициенты, оценивают качественные параметры, проводят интервью с топ-менеджментом и ключевыми специалистами. Работа ведется обычно в течение месяца.

Результат – рейтинговый отчет, в котором дается обоснование выставленной оценки и само решение по уровню рейтинга, принимаемое коллегиально – рейтинговым комитетом. Процедура принятия решения исключает возможность давления на эксперта и искажения результатов. Агентство рассматривает и контраргументы со стороны рейтингуемой компании или банка, и может повторно рассмотреть итоговую оценку. Далее по желанию компании присвоенный рейтинг может быть опубликован, либо закрыт. Разрешенные для печати рейтинги публикуются несколько раз в месяц в ведущих бизнес-изданиях и на многих интернет-ресурсах (в том числе специализированных банковских и финансовых).

Что касается оплаты, в НРА, например, чаще всего оплата проведения процедуры индивидуального рейтинга проходит в два этапа, 1-ый этап – 50% от стоимости услуги после подписания договора, 2-ой этап – после публикации итогового пресс-релиза на сайте компании и подписания акта сдачи-приема услуг.

Бесплатные, потому что за деньги?

 

По поводу объективности бесплатных рейтингов мнения экспертов слегка разошлись:

Павел Самиев: Мировая практика показывает: бесплатные рейтинги намного менее объективны и адекватны, чем классические платные рейтинги. Основных причин три. Первая: бесплатные рейтинги присваиваются на дистанционной основе. Это значит, что агентство не имеет доступа к отчетности и полной информации о компании. Как результат – невозможность анализа всех рисков, искажение результата. Вторая: рейтингование - как и любой бизнес – преследует цель получения прибыли. «Бесплатность» рейтингов может быть связана с тем, что агентство имеет некий источник доходов, который оказывает искажающий эффект на процедуры присвоения рейтингов. Возможно, кто-то из участников рынка оплачивает искусственное повышение своих рейтингов. Рейтинговая деятельность – достаточно сложный бизнес, требующий значительных инвестиций в развитие и технологии, строгого соблюдения процедур и методик, наличие квалифицированных кадров и мощных PR-ресурсов.

Бесплатные и дистанционные рейтинги не позволяют окупать данную деятельность, а значит, могут стать источником некорректной информации или даже различных махинаций и злоупотреблений.

Светлана Тюнькова: Для начала хочу пояснить, что рейтинговые оценки, в принципе, являются всего лишь независимым мнением рейтингового агентства, которое составляется на основе предоставленных компаниями данных, за достоверность которых отвечает, в первую очередь, сама компания.

Дистанционный (бесплатный) рейтинг по объективности оценки ничем не отличается от индивидуального (платного) рейтинга, просто дистанционный рейтинг составляется на основе ограниченного количества информации, в основном финансовой, и не включает в себя качественную оценку деятельности рейтингуемой компании, поэтому итоговая оценка (рейтинг) может быть более низкой, чем при индивидуальном рейтинге.
Елена Арбузова: Об объективности рейтингов можно вести долгие дискуссии. Но рейтинговые агентства не могут позволить рынку допустить и тени сомнения в объективности и достоверности своих рейтингов. Потерять доверие рынка – значит потерять бизнес. Поэтому качество и независимость оценок являются основным активом агентства, независимо от наличия или отсутствия контракта с рейтингуемым объектом.

Чтобы в тендер попасть

 

Собственно, с какой целью компании участвуют в рейтингах?

По опыту агентства «Эксперт РА» причин обычно несколько. Это и желание участвовать затем в тендерах, где рейтинг – обязательное условие (а это сейчас очень частое явление), необходимость соответствия требованиям регуляторов (рейтинг стал достаточно популярным инструментом регулирования, установления лимитов, отсечения ненадежных компаний). Нельзя забывать и о репутации и PR-составляющей рейтингов. Рейтинг часто заказывают для развития клиентских отношений, повышение уровня имиджа, часть PR-кампании.

Наконец, при выпуске облигаций и кредитовании в банках рейтинги также необходимы. Это, собственно, классическая функция кредитного рейтинга – оценка рисков вложения в облигации определенного эмитента или при кредитовании этой компании. Многие клиенты агентства – банки, лизинговые компании и эмитенты из нефинансового сектора – получали рейтинги кредитоспособности перед выпуском облигаций.
- Разные группы компаний преследуют разные цели,- отвечает Светлана Тюнькова. - Для эмитентов рейтинг – это весомый аргумент в пользу снижения стоимости заимствования. Для управляющих компаний – это, как правило, вопрос имиджа и позиционирования на рынке услуг доверительного управления или коллективных инвестиций. Именно УК являются на данный момент одним из наиболее рыночных сегментов российского финансового рынка и более других ориентируются на привлечение рыночных клиентов. Для инвестиционных компаний, помимо имиджа, рейтинг может влиять на взаимоотношения с контрагентами, в том числе банки отбирая контрагентов изучают и вопрос рейтинга потенциальных партнеров.

В любом случае используют рейтинг чаще всего потенциальные или действующие клиенты компаний с целью выявления наиболее безрисковых предпочтений. Сами компании используют рейтинг как инструмент повышения имиджа и привлечения новых клиентов и с целью повышения выгодности взаимоотношений со своими контрагентами в какой бы сфере они не работали. Ряд не больших или средних компаний могут использовать рейтинговую оценку, а точнее, рейтинговый отчет, с целью выявления своих сильных и слабых сторон и определения дальнейшего пути развития. Крупные компании, как правило, имеют уже достаточно четко просматриваемые пути развития, которые чаще не корректируются.

Елена Арбузова уверена, что рейтингуемая компания должна иметь свою выгоду от контрактных отношений: «И это не только возможность получить независимую оценку в виде отчета и букв, но и возможности привлечь внимание потенциальных партнеров и инвесторов. Среди наших подписчиков крупные финансовые институты мира, которые учитывают наши оценки при установлении взаимоотношений с банком. Рейтинг является дополнительным положительным фактором успеха компании при расширении сферы деятельности и выходе на зарубежные рынки. Для банков/компаний активно работающих на рынке наличие независимых оценок является свидетельством открытости и прозрачности. У каждой компании, безусловно, свои задачи и цели – от получения долгосрочного финансирования до поиска потенциального инвестора. Поэтому рейтинги имеют большое значение не только для самих компаний, но и для финансового рынка в целом», отмечает Елена.

 

Стать инвестиционно привлекательнее

 

Владимир Семаков, представитель пресс-службы ОАО «ЛУКОЙЛ», поделился опытом участия компании в рейтингах:
- Прежде всего, для нас авторитетным является рейтинг Platts (ведущего мирового информационного агентства в области энергетики). Это агентство ежегодно составляет список 250 крупнейших энергетических компаний мира, и вполне естественно, что для нас этот рейтинг является приоритетным. Стратегическая задача «ЛУКОЙЛа» – трансформация компании в международный энергетический холдинг, поэтому если и ориентироваться на аналитику, то на лучшую.

Еще одним престижным рейтингом, на наш взгляд, является рейтинг агентства Interbrand Zintzmeyer & Lux AG: «Топ-40 самых дорогих российских брэндов». Брэнд Lukoil преимущественно имеет значение, когда мы говорим о бензине, дизельном топливе и о маслах. Здесь четкий рынок, конкурентная среда, и занять 4 место в этом рейтинге для нашей компании престижно. Это говорит о роли брэнда в нематериальных активах компании.

Участие в рейтингах, безусловно, повышает имидж компании. К примеру, Platts рассылает свои результаты руководителям крупнейших компаний в энергетической отрасли. Это крайне эффективный маркетинговый ход: трейдеры, менеджеры по управлению рисками, аналитики и лидеры индустрии полагаются на данные Platts, эта информация помогает им обеспечивать лучшие продажи и принимать выгодные инвестиционные решения. Другими словами, участие в рейтинге повышает инвестиционную привлекательность компании, это действенная реклама, которая поднимает ваш престиж в глазах коллег, аналитиков и потенциальных инвесторов. Кроме того, участие в рейтинге также может влиять и на котировку акций. Акции «ЛУКОЙЛа» занимают первое место по объемам торгов среди акций иностранных компаний, торгуемых на Лондонской фондовой бирже (IOB) (по результатам 2006 г.), поэтому для нас авторитет в глазах крупнейших иностранных компаний в этом сегменте имеет далеко не последнее значение.
Стопроцентное попадание «ЛУКОЙЛа» в рейтинги «самых-самых» не случайно. Владимир Семаков раскрывает условия успешного сотрудничества с рейтинговыми компаниями: «Критерии оценки у всех разные. Как правило, за основу берутся финансовые показатели компании: активы компании, ее доход и чистая прибыль, а также возврат инвестированного капитала. Соответственно, для участия в рейтинге необходимо предоставить финансовую отчетность, желательно в соответствии с международными стандартами. «ЛУКОЙЛ» каждые полгода отчитывается по стандартам GAAP.
В целом, для того, чтобы попасть в серьезный рейтинг важно, чтобы ваша торговая марка была узнаваема и направлена на конечного потребителя.
Также большое значение имеет социальная ответственность компании: благотворительность, охрана окружающей среды, поддержка спорта и т.д. К примеру, наша компания раз в два года публикует отчет о деятельности в области устойчивого развития.

В общем, это те инструменты, с помощью которых повышается информационная открытость и прозрачность компании для различных организаций, партнеров и широкой общественности. Как показывает практика, чем больше информации о компании вы раскрываете, тем лучше».

Возможно, рекомендация по инвестированию средств в индивидуальный рейтинг и не претендует на первое место в списке Халберта, но все равно стоит задуматься, может быть сегодня именно для вашей компании – это задача номер один?



свежий номер


 
 
603006, Нижний Новгород, ул. Провиантская, 47, оф. 502.
Тел. +7 831 218-36-93, +7 831 218-61-83 (размещение рекламы)
Copyright © 2007-2017 «b-mania.ru»