Деловой журнал
Главная Писать нам Карта сайта
Поиск:   




    О журнале     Онлайн версия     Архив     Контакты


Железо пока горячо

 

Контент-киоски – достаточно дорогое удовольствие, считают эксперты. Расходы на start-up посчитать несложно, отмечает Алексей Иванов, коммерческий директор компании «ВендМастер» (Санкт-Петербург), – оборудование (один автомат стоит от 80 000 до 110 000 руб.), доставка, затраты на поиск мест, заключение договоров, откаты арендодателям, арендные платежи и т.д.

–При этом оператор киоска должен выбрать «правильное» место для размещения автомата, чтобы обеспечить достаточную для его окупаемости загрузку, – рассказывает Игорь Гракович, управляющий Нижегородского филиала ТЕLЕ2 (Нижний Новгород). – Это говорит о том, что распространение киосков ограничено. С аналогичной проблемой столкнулись владельцы автоматов по приему платежей. В ряде регионов им пришлось свернуть свой бизнес из-за недостаточной загрузки терминалов и отсутствия рентабельности.

-Если анализировать недавно состоявшуюся выставку «Терминалы. Вендинг. Киоски», то из 6-ти производителей контент-киосков, представленных в 2006 г. в рамках SSE-2007, выставляются только 3 компании, – добавляет Юлия Слесарева, начальник отдела маркетинга компании IGROMIR (Казань). – Эту выставку можно считать показательной и проецировать ее результаты на рынок в целом, ведь она является крупнейшей для отрасли и в силу своей истории признается основными игроками как наиболее важная. Если разделить участников по представленным товарным группам, то предложение контент-киосков составило порядка 3%, а это меньше, чем в прошлом году.

Она считает, что причина низкой активности производителей в том, что этот вид вендинга как никакой другой нуждается в постоянном обновлении и усовершенствовании. Контент чрезвычайно подвержен влиянию моды, производителям сложно справиться с таким темпом, отмечает она. Производство этого вида оборудования подразумевает содержание общего сервера статистики, постоянное отслеживание новинок, оформление юридических отношений с правообладателями, организацию обновления базы контента на каждом аппарате, техническое совершенствование ПО и интерфейса.

–Это направление требует гораздо больших технических, финансовых и профессиональных затрат, чем кажется на первый взгляд, – подытоживает Юлия Слесарева.

Алексей Иванов считает, что основная ошибка производителей в том, что они пытаются формировать спрос на контент-киоски среди предпринимателей в то время, как необходимо создавать спрос на услуги контент-киосков у конечного потребителя. Понятно, что производители рассчитывают на то, что контент-киоски будут продвигать их владельцы, дело производителей – продать им аппараты. Однако на практике выходит, что бизнес на контент-киосках у предпринимателей в виду почти отсутствующего спроса не идет, они «сворачиваются», а это в итоге сказывается на закупках аппаратов.

–Клиенты, которым мы поставляли контент-киоски, повторно к нам не обращались - все заканчивалось тестовой покупкой, – признается он.

Судя по опыту владельцев других сетей, рентабельны только некоторые точки, и то основная выручка идет от приема платежей. Соответственно, продолжает он, сейчас продажа контента смысла не имеет – проще установить обычный платежный терминал. Есть и еще одна проблема – с самим контентом. Как рассказывает Алексей Иванов, лицензионный контент сильно «запаздывает»: новинки и хиты поступают на рынок тогда, когда они уже мало актуальны. Тем не менее, именно они пользуются наибольшим спросом.

-Мы были вынуждены отказаться от этого направления: потребительский спрос не развит, киоски долго окупаются, существуют проблемы с легальным контентом, а в результате у нас нет спроса на поставки оборудования, – рассказывает он.

–Согласно нашим условиям, – отмечает Иван Архипкин, исполнительный директор Группы Компаний MSN Media (Москва), – владелец автомата должен обновлять базу данных контента, которая находится в контент-киоске, не реже чем раз в месяц. Делается это так: оператор киосков скачивает файл обновлений с нашего фтп-сервера, записывает его на любой съемный носитель и обновляет базу в своих автоматах. Если у него нет возможности скачать обновление с фтп-сервера, мы высылаем ему обновление на диске.

 

За паровозом

Однако, несмотря на существующие проблемы, эксперты уверены, что у контент-киосков есть будущее. Тяжело придется первопроходцам.

-В течение года-двух владельцы терминалов едва будут сводить концы с концами, а потом бизнес станет актуальным, – прогнозирует Алексей Иванов. – То есть одни сформируют спрос, а другие «запрыгнут в этот поезд». Возможно, и мы тоже вернемся к контент-киоскам, но сейчас у нас есть более прибыльное и менее трудозатратное направление (компания занимается музыкальными автоматами, а также поставками информационных киосков, фотокиосков, платежных терминалов и т.д.)

Впрочем, говорит он, вкладываться в контент-киоски надо уже сейчас: установить в городе 200-300 автоматов и начинать с их помощью формировать спрос. Однако владелец такого бизнеса должен быть готов к серьезным затратам и к тому, что отдача от инвестиций появится не сразу.

Игорь Гракович считает, что киоски, конечно, займут свою нишу на рынке мобильного контента, но потеснить операторов сотовой связи на этом поле им не удастся. Тем более что операторы намерены расширять объем продаж контента своим абонентам.
-Плюс, у оператора есть возможность контролировать качество услуги на всех этапах доставки услуги контента к потребителю, – отмечает он. – И потребителю это удобнее: в случае возникновения проблем с доставкой и оплатой не будет «пинг-понга» между сотовым оператором и контент-провайдером. Проблема будет решена быстро, по принципу «одного окна».

Алексей Иванов также отмечает, что развитию контент-киосков может помешать прогресс в области интернет-технологий:

-Не исключено, что в будущем выкачать фильм, клип, альбом в формате mp3 без помощи компьютера (выход в Интернет с телефона, мобильные файлообменные сети и т.д.) можно будет за копейки. Поэтому начнут развиваться интернет-ресурсы с пиратским и лицензионным контентом. Однако его стоимость для пользователей будет ниже, чем при закачке через контент-киоск, поскольку у владельцев интернет-ресурсов нет необходимости закладывать в себестоимость «товара» затраты на оборудование, его обслуживание, страхование, инкассирование и т.д.

Иван Архипкин, защищая контент-автоматы, рассказывает о минусах закачки контента с помощью мобильного телефона:

–В случае с киосками не требуется настраивать телефон на работу с wap, а качество оказания услуг выше. При отправке запроса на короткий номер деньги снимаются сразу, но SMS со ссылкой на нужный контент из-за проблем в сотовых сетях может не прийти. Да и при покупке контента через сотового оператора часто отсутствуют возможность предварительного прослушивания и просмотра файлов. Также не совсем понятен механизм снятия денег за услугу: цены могут указываться без налогов (в частности, без НДС), появляются дополнительные расходы в виде платы за GPRS-трафик (при скачивании контента), а он недешевый. При покупке контента через киоск покупатель оплачивает только стоимость контента, скрытых затрат нет.

Ко всему прочему, с помощью автоматов можно закачивать контент не только на мобильные телефоны, но и, например, на mp3-плееры, КПК и др. мобильные устройства. А значит, целевая аудитория киосков шире.

Иван Архипкин считает, что контент-киоскам быть, и бизнес этот будет весьма успешным:

–Сейчас мы ведем переговоры с несколькими крупными банками и одним холдингом, которые заинтересованы в развитии данного направления в России и странах СНГ.

 

«Методом тыка»

Итак, все-таки start-up. Если нет четкой стратегии развития и плана продаж, начинать бизнес стоит с создания небольшой сети контент-киосков. На первых порах может быть достаточно 3 аппаратов. «Установка 1 контент-киоска не позволит объективно оценить весь проект», – поясняет Иван Архипкин. Доходы от продажи контента сильно зависят от того, где будет расположен терминал. Однако определяться с наиболее выгодным местом приходится практически «методом тыка», а затем и зачастую менять место дислокации. Как отмечает Юлия Слесарева, сказывается региональная специфика.

–В результате мониторинга и наблюдения, которые мы провели этим летом, выяснилось, что в Казани наиболее выгодными местами для установки контент-киосков являются развлекательные центры. А многие наши клиенты в других регионах стали зарабатывать больше, переставив оборудование в небольшие торговые центры, – приводит пример она.

Создание сразу мини-сети терминалов по закачке мобильного контента, расположенных в разных по формату точках, позволит прощупать рынок и в случае необходимости организовать переезд автоматов в наиболее доходные места.

Иван Архипкин советует устанавливать контент-киоски в местах наибольшего скопления молодежи: вузах, кинотеатрах, торговых и развлекательных центрах, аэро- и железнодорожных вокзалах. Все потому, что целевая аудитория терминалов – активные люди в возрасте от 14 до 27 лет.

Однако даже если киоск будет установлен в нужном месте, ему не обойтись без продвижения. Здесь должно сработать «сарафанное радио», но… «Дежурство» в точке продаж промоутера, наглядно демонстрирующего возможности контент-киоска потенциальным пользователям, увеличивает прибыль на 30-40%, уверяет Юлия Слесарева. Выручка от использования одного контент-киоска может сильно варьироваться (опять-таки, в зависимости от проходимости места, где он расположен). Так, ежемесячно терминал способен приносить от 24 000 до 90 000 руб. При грамотном информировании потребителя об услугах, как отмечает Иван Архипкин, реально отбить вложения за 1-2 месяца.

Стоит ли совмещать два аппарата в одном: терминал по приему платежей и контент-киоск? Ускорит ли это выход на окупаемость? Да, стоит, уверяют эксперты.
-Человек пришел оплатить счет, а заодно купил контент, пришел купить контент, а заодно оплатил счет. Зачем ему идти к другому терминалу, если все это может делать один? Мы сейчас разрабатываем ПО, которое позволит совмещать прием платежей и продажу мобильного контента. А именно: клиент оплатил счет, а на остаток купил себе контент и наоборот, – поясняет Иван Архипкин. – Такой механизм частично решает вопрос выдачи сдачи. Например, человеку нужно положить на счет 450 руб., но у него есть только 500 одной купюрой, он кладет 450 руб. на счет, а на остаток в 50 руб. покупает себе прикольную JAVA-игру.

Собственно, по словам Ивана Архипкина, контент-киоск функционально очень напоминает терминал для приема платежей: у него есть сенсорный экран, с помощью которого пользователь производит просмотр и выборку контента, купюроприемник, чековый принтер, модуль для подключения к Интернету (GPRS, сетевая плата, или Wi-Fi).
Основное отличие контент-киоска от терминала для приема платежей – наличие интерфейсов передачи информации на мобильное устройство пользователя. Так, контент-киоск оснащен bluetooth-передатчиком, инфракрасным портом, разъемом для USB, кардридером (устройство для работы с картами памяти такими как: CompactFlash, miniSD, Memory Stick Duo и т.п.), добавляет он. Плюс, в контент-киоск обязательно устанавливается оборудование для воспроизведения звука: звуковая плата, колонки и сабвуфер, которые нужны для предварительного прослушивания скачиваемого контента.

 

Nonam’ы не рекомендованы

На что необходимо обращать внимание при покупке терминала? Сначала – на качество самого корпуса: насколько он крепкий, насколько хорошо проварены швы, на отсутствие щелей между панелями, нет ли перекосов, нужно посмотреть на петли и крепления дверец терминала, обратить внимание на легкость закрытия и открытия замков и на центр тяжести - он должен находиться как можно ниже, чтобы свести вероятность раскачивания терминала к минимуму, советует Иван Архипкин.

-Если терминал со вторым монитором, то для удобства перевозки терминала, второй монитор должен легко демонтироваться. В терминале должны быть технологические отверстия для вентиляции внутри корпуса. Также следует обратить внимание на размещение оборудования внутри корпуса. Например, если размещение компьютерного блока находится рядом с сенсорным экраном, то происходит сильный нагрев оборудования, – продолжает он. – В терминале должен присутствовать блок бесперебойного питания, чтобы перепады напряжения не влияли на его работоспособность. Если в терминале есть GSM-модем, то по возможности он должен находиться на удалении от аудио-колонок, чтобы не возникало помех при воспроизведении звуковых файлов.

Покупатель киоска, по его словам, должен обратить внимание и на компьютерные комплектующие – лучше не связываться с noname'ами. Имеют значение и марки производителей купюроприемника, чекового принтера, сенсорного экрана.
–Как видите, маловажных деталей в терминале нет, и к его выбору нужно подходить с особой тщательностью, – отмечает эксперт.

Производители терминалов предоставляют гарантию на них сроком не менее 1-го года. Ремонт по гарантии, как правило, осуществляют их дилеры. Если гарантийный срок истек, то владелец киоска может обратиться в любую организацию, которая занимается ремонтом платежных терминалов. Как говорит Иван Архипкин, обслуживание платежных терминалов практически не отличается от обслуживания контент-автоматов. А вот, чтобы с поставками, гарантией, контентом и т.д., стоит навести справки о производителей у коллег по цеху. «Проблемы с производителями возникают всегда, — подводит итог Алексей Иванов. – Только одни производители решают их оперативно, а другие – нет».



свежий номер


 
 
603006, Нижний Новгород, ул. Провиантская, 47, оф. 502.
Тел. +7 831 218-36-93, +7 831 218-61-83 (размещение рекламы)
Copyright © 2007-2017 «b-mania.ru»