Деловой журнал
Главная Писать нам Карта сайта
Поиск:   




    О журнале     Онлайн версия     Архив     Контакты


Аутсайдеры атакуют

 

В списке антипатий Бриджит Джонс трудоголики по степени опасности приравнивались к алкоголикам и «моральным импотентам».

А чем трудоголики, собственно, опасны? Казалось бы, само по себе существование в фирме людей, которые отдают работе максимум своих сил, весьма полезно: «Именно такие увлеченные энтузиасты зачастую и позволяют фирме совершить прорыв, - говорит Александр Левитас, бизнес-консультант (Москва). - С другой стороны, возможны и побочные эффекты. Если трудоголик является лидером, он может требовать подобных подвигов и от своих коллег или подчиненных, которые порой не могут выдержать заданный темп и начинают увольняться или как-то иначе уклоняться от работы с ним. Кроме того, здоровье самого трудоголика может не выдержать такого напряжения, человек начинает чаще болеть, иной раз доводит себя до инфаркта. И человека жаль, и для бизнеса ничего хорошего».

Для начала стоит определиться, кто такие трудоголики.
Игорь Романенко, бизнес-консультант (Москва) предлагает следующую классификацию трудоголиков:

• Азарт от игры под названием «бизнес». Люди, которые живут и дышат бизнесом. Для которых бизнес и есть жизнь, и, соответственно, нет границ начала и окончания рабочего дня. Работа-жизнь длится 24 часа 365 дней в году. Таких немного. Как правило, такие люди стоят у руля бизнеса или даже нескольких бизнесов. Они плодят их, осеменяют своей энергией и подпитывают ею. Их хватает надолго, их аккумуляторы велики. Но… наступает время, когда азарт проходит, страсть утихает, амбиции удовлетворены и наступает … опустошение, потеря смысла. Сейчас, после 15-летия активной и результативной жизни тех, кто стартовал в начале 90-х, такое явление – не редкость. Бизнес-спринт на 10–12 лет закончился. А стайеры-трудоголики – большая редкость.

• Чувство долга (или чувство вины, ответственности). Как ни удивительно, но в бизнесе довольно много пионеров-героев, просто порядочных людей, которые не могут делать дело плохо. Если взялся за дело, то оно делается по принципу: лучшее из возможного (К. Кастанеда). Такие люди не занимают, как правило, высоких должностей. Они – квалифицированные белые воротнички, «офисные люди». Они обязательны, самокритичны. И – увы – их период выгорания на поприще трудоголизма самый быстрый. От напряженной работы с несбалансированным отношением отдыха и труда быстро приходят утомление, хроническая усталость, и, как следствие – соматические болезни. Припомните, сколько человек среди ваших знакомых страдает болезнями опорно-двигательного аппарата, позвоночника? А сколько желудочников, почечников? Это все они – дети «чувства долга». Мне представляется, что «период полураспада» таких сотрудников – 4–5 лет. После этого происходит естественная стабилизация оптимального включения в работу, «переход на 8-часовой рабочий день» или человек сгорает и становится хроническим больным.

В любом случае, как считает Алексей Бородин, менеджер по подбору персонала компании «Астель Телеком» (Москва), трудоголики, как и бездельники, - это крайность в отношении к работе нормального сотрудника.

- При этом если вредное воздействие лентяя очевидно - он не только не выполняет порученную ему работу, но и негативно воздействует на коллектив своим бездельем, то в чем проблема трудоголика - с первого взгляда не определишь. Казалось бы, человек уделяет своей работе личное время, при этом не требует повышения зарплаты. Тем не менее, вред есть. Во-первых, производительность труда во многом зависит от отдыха - если сотрудник банально не высыпается, он не может нормально работать. Во-вторых, трудоголизм часто является следствием отсутствия квалификации: уделяя большее время работе, такой сотрудник пытается компенсировать отставание в результатах своей деятельности. В-третьих, чрезмерное увлечение работой может привести к снижению внимательности, к сонливости, что, в свою очередь, влияет на количество ошибок в работе и может стать причиной серьезной аварии, если речь идет, например, о водителе, - поясняет эксперт.

Однако следует отличать трудоголика от человека, который просто проводит много времени на работе, считает Александр Левитас.

- Трудоголик не просто днюет и ночует на работе - у него еще и продуктивность пропорционально выше, чем у обычного сотрудника, - рассказывает он. - Если же человек проводит в офисе на 20% больше своих коллег, но при этом не может похвастать хотя бы на 10-15% большей продуктивностью - это не трудоголик, это просто неэффективный работник. Иной раз стоит такому человеку пройти толковый курс управления временем - и весь его ложный трудоголизм через несколько дней заканчивается, т.к. он успевает выполнить всю работу в течение дня.

Но в целом бездельники, как правило, редко пытаются скрыть свое поведение за ширмой трудоголизма, считает Алексей Бородин: «Хотя бы потому, что поддержание такой маски требует усилий: как минимум, необходимо регулярно задерживаться на работе и создавать имитацию бурной деятельности. Чаще за маской трудоголика может скрываться карьерист. Он создает видимость активной работы в присутствии руководства и пытается всячески дать понять, что именно его работа наиболее важна для компании. Распознать такого человека несложно – достаточно отследить активность его деятельности в моменты, когда руководства рядом нет: например, опросить сотрудников, контактирующих с ним по рабочим вопросам».

Идеальны до тошноты

 

Эксперты убеждены: при найме персонала распознать бездельника чрезвычайно сложно.

- Как ни странно, бездельники обычно оставляют самое лучшее впечатление о себе по результатам собеседования, - подтверждает Алексей Бородин. - Они, как правило, идеально выглядят, их резюме в полном порядке – словом, придраться не к чему. Причин тому две: внешний вид компенсирует отсутствие реальных знаний, и профессиональный бездельник имеет богатый опыт поиска работы, поэтому знает, как произвести впечатление. Именно поэтому идеальных кандидатов следует остерегаться, или, как минимум, относиться с большим вниманием к профессиональным навыкам.
Если такой сотрудник все-таки прошел сито отбора персонала и попал в компанию, не стоит сразу ставить на нем крест. Возможно, его еще можно исправить. Для начала необходимо четко определить его обязанности и план работ, уведомить самого сотрудника о том, как именно и исходя из каких результатов будет оцениваться его работа. При этом акцент стоит сделать на минимально приемлемом результате – ведь мотивации делать больше, чем нужно, у такого сотрудника просто нет. Следующий шаг – последовательное и максимально частое отслеживание реальных действий. Надо быть готовым к тому, что за невыполнение своей работы сотрудника придется наказывать и, в крайнем случае, увольнять. Четкая зависимость между результатом деятельности и вознаграждением поможет работнику определиться: готов он бороться с обстоятельствами и собственной ленью или нет. В первом случае сотрудник, скорее всего, сам примет решение о том, чтобы покинуть компанию. Во втором есть шанс на исправление.

Александр Левитас также уверен, что «отсеять» бездельников на 100% невозможно.

- Дело в том, что многие люди, устраиваясь на новую работу,
загораются энтузиазмом. Но некоторые "прогорают" через пару часов, и таких можно отсеять на этапе отбора, дав претенденту утомительное практическое задание.
Других хватает на месяц - их можно отсеять во время испытательного срока. А бывает так, что энтузиазма хватает месяца на три-четыре, на полгода - а потом человек выдыхается, продуктивность резко падает, работник начинает «сачковать», «филонить»,«халявить»...

Александр считает, что нет нужды стремиться к 100% эффективности отбора - вместо этого лучше наладить эффективный контроль и отслеживание результатов работы. Если человек вдруг сбавит обороты - руководитель очень скоро узнает об этом, и сможет либо позаботиться об этом работнике, либо уволить его.

Собственным примером

 

Что касается причин появления в компании трудоголиков, карьеристов и бездельников, то эксперты едины во мнении, что нельзя недооценивать влияние руководства и атмосферу в компании.

- Нельзя сказать, что у подобных явлений есть конкретная определенная причина. Чаще всего следствием трудоголизма или, наоборот, разгильдяйства является совокупность одновременно происходящих процессов. Если лидер компании работает упорно, ежедневно и поощряет такую же деятельность в своих сотрудниках, создается атмосфера, в которой люди, предрасположенные к трудоголизму, скорее всего, станут бездумно копировать такое поведение и попадут в зависимость от работы. Если лидер, наоборот, уделяет минимум времени реальным задачам, приезжает в офис от случая к случаю и не стремится поддерживать контроль над процессами в компании, создается иллюзия расслабленности, как нельзя больше подходящая потенциальным лентяям.
Чтобы держать ситуацию в рамках, необходимо сбалансированно подходить к рабочему процессу. С одной стороны, необходим контроль над деятельностью компании и собственный пример трудовой дисциплины, с другой – не стоит поощрять излишнее усердие или выдавать медаль «За 5 лет работы без отпуска», - подчеркивает Алексей Бородин.

Игорь Романенко также считает, что личность руководителя накладывает существенный отпечаток на систему управления и корпоративную культуру организации. Особенно явно этот феномен проявляется в среднем, малом бизнесе.

- К примеру, педантизм лидера с большой вероятностью стимулирует выращивание в возглавляемой им компании строгие регламенты, точные бизнес-процессы, нормирование. А «предпринимательский» характер топ-менеджера скорее вдохновит сотрудников к энтузиазму, напору в ущерб порядку, стандартизации, - отмечает Игорь. - Возвращаясь к теме трудоголизма: трудоголик – игрок в роли лидера, бесспорно, «инфицирует» свою организацию этой «болезнью», показывает образец и вольно ли невольно стимулирует организацию, менеджеров работать в синхронном режиме.

Только не бездействие!

 

И, наконец, что делать, если вы обнаружили в своей компании бездельников и/или трудоголиков?

Алексей Бородин считает, что в этом случае бездействие может стать весьма критичным.

- Бездельника стоит призывать к порядку, помогать ему правильно организовать свою работу и контролировать ее выполнение, чтобы не оставалось ни малейшей лазейки для проведения рабочего времени впустую. Трудоголика контролировать также надо, но с целью противоположной: не дать погрузиться в работу с головой и, тем самым, навредить себе и компании. В этом случае внимание к сотрудникам и особенностям их трудовой деятельности позволит добиться максимальной эффективности и, как следствие, процветания компании на рынке.

В любом случае уже существующая в компании корпоративная культура с ее системой мотивации на «аутсайдеров» не действует или действует отрицательно. В такой атмосфере человеку тяжело работать, и, в отличие от лидеров, которые нашли иные мотивационные стимулы, или от других сотрудников, в общем, вписавшихся в коллектив, такой человек начинает постепенно отстраняться от выполнения своих обязанностей. Прежде чем делать что-либо в отношении аутсайдера, необходимо четко решить, а нужно ли вообще что-то делать. Стоит ли прилагать усилия, чтобы разрешить возникшие проблемы, или та польза, которую может принести сотрудник, не компенсирует ваших затрат.



свежий номер


 
 
603006, Нижний Новгород, ул. Провиантская, 47, оф. 502.
Тел. +7 831 218-36-93, +7 831 218-61-83 (размещение рекламы)
Copyright © 2007-2017 «b-mania.ru»