Деловой журнал
Главная Писать нам Карта сайта
Поиск:   




    О журнале     Онлайн версия     Архив     Контакты


На черный день

 

Собственный резервный фонд компании – необходимость, непозволительная роскошь или, быть может, и вовсе можно обойтись без него? Журнал Businessmania поинтересовался у представителей российских компаний: «Нужен ли компаниям собственный стабфонд? Есть ли он у вас? И в каких случаях вы будете готовы разбить копилку?»

Деньги должны работать

 Для небольших компаний стабфонд, действительно, является непозволительной роскошью, особенно если фирма занимается торговлей. Ведь прибыльность такой компании будет полностью зависеть от формирования оборотного капитала, способности привлекать заемные средства и направлять их на увеличение торговых операций. Изъятие даже небольшой суммы для формирования какого-либо фонда крайне нежелательно - деньги должны работать. Для фирм, работающих в других отраслях, таких, как туризм, строительство, медицина, все же допустимо формирование резервов, которые бы действовали как подушка безопасности. То есть в случае каких-либо происшествий – исков, аварий, пожаров – можно было бы использовать такой фонд для стабилизации финансового равновесия. Но я бы рекомендовал действовать классически, а именно: не экономить на двух вещах – рекламе и страховке. Конечно, не все случаи могут быть признаны страховыми и от всего застрахованным быть невозможно, поэтому для высокорисковых отраслей резервный фонд и страхование - два дополняющих друг друга инструмента, позволяющих быть надежно защищенной компаний от всех перипетий их бизнеса.
Дмитрий Золин, управляющий партнер компании LCMC (Санкт-Петербург)

Финансы стабфонда – не копилка

 

О наличии какой-то постоянной суммы наличных говорить не приходится, в первую очередь потому, что я, как любой банковский служащий, убежден, что деньги должны работать. Стратегические направления нашего бизнеса – это инвестиционно-банковские услуги, включая организацию и размещение облигационных займов, корпоративное финансирование, сделки M&A; управление активами и брокерские услуги, а также услуги по управлению благосостоянием частных клиентов. Банк постоянно вкладывает денежные средства, а они столь же постоянно оборачиваются и возвращаются. Это движение не прекращается. Именно поэтому сложно представить у банка наличие постоянного денежного запаса. Таким образом, само понятие стабилизационного фонда для нас довольно условное. Фонды банка подтверждаются активами – теми источниками, откуда он получает средства. И наличие подобной базы, безусловно, необходимо.
Конечно, поскольку наши средства всегда в работе, есть вероятность, что при гипотетическом кризисе не удастся получить их все в одночасье. Они будут поступать поэтапно. Но в том, что мы в результате получим необходимую сумму, сомнений нет – это лишь вопрос времени. А решение о сфере, в которую необходимо в первую очередь направить этот финансовый запас в случае гипотетического кризиса, будет приниматься в зависимости от конкретной ситуации. Здесь что-либо загадывать трудно. Слишком уж это динамичная вещь – ежедневное планирование финансов.
Владимир Бараусов, директор департамента по внешним связям инвистиционного банка “КИТ Финанс” (Санкт-Петербург)

Потребность успешной компании

 

Пожалуй, решение об организации стабилизационного фонда для нашей компании не было вполне осознанным, скорее - стихийным. Без пополняемой финансовой базы мы работали почти 10 лет. Так получилось, что небольшие отчисления, что называется, на непредвиденные расходы, мы стали откладывать лишь год назад, когда стали ощущать себя на рынке более уверенно, привыкли к определенной стабильности. То есть деньги откладывались не потому, что мы ждали какого-то кризиса, а напротив, потому, что крепче встали на ноги. Вот такой парадокс.

Если же придется воспользоваться средствами стабфонда, то они пойдут на зарплату работникам, если вдруг не будет достаточного объема работ: специалистов надо беречь. Сохранение профессионалов для меня будет приоритетной задачей. За все время работы нам удалось избежать существенных перемен внутри коллектива – это неоценимый плюс в бизнесе. Что же касается освоения новых технологий, закупки современного оборудования, то для нас это постоянная строка расходов, и выделять деньги на это из стабфонда я бы не стала.
Ирина Кондратьева, директор автономной некоммерческой студии «Март» (Санкт-Петербург) 

 

Накопить бы…

 

Разумеется, стабилизационный фонд компании нужен. Это гарантия. Нестабильная экономическая ситуация в государстве постоянно рождает различные слухи о грядущей инфляции, об обесценивании денег. Казалось бы, откладывать в таких условиях некую сумму было бы безрассудством. Однако на примере крупных компаний мы видим, что наличие собственного стабфонда – это своего рода показатель стабильности, состоятельности и надежности предприятия.

Пока подобного финансового запаса у нас нет. Нельзя сказать, что мы не задумывались об этом или считаем организацию стабфонда непозволительной роскошью – все объясняется молодостью нашей компании. Мы убеждены в необходимости создания резервного фонда, и обязательно будем очень конкретно, детально об этом думать. Прогнозирование темпов роста дает возможность предполагать, что вопрос о накоплении некого финансового запаса станет для нас актуальным через год. Сейчас приоритетная задача – укрепиться в бизнесе, нарастить определенный капитал, что бы было, что откладывать.
Светлана Максимкина, генеральный директор компании First Scan (Москва)

Необходимость проверена временем

 

Собственный стабилизационный фонд для нашей компании – это не роскошь, а необходимость. Конечно же, он у нас есть, и мы неоднократно им пользовались. Специфика туристического бизнеса не предполагает постоянных доходов: когда – больше, когда – меньше. Что зарабатываем, откладываем. Это ежеквартальные отчисления. Поскольку обороты всякий раз разные, то и сумма тоже не является константой. Каждый раз это разный процент.

У нас два высоких сезона. Это, как правило, зима, когда мы работаем как туроператоры и принимаем на родине Деда Мороза, и летний, как у всех, когда мы работаем не только туроператором, но и турагентом. В это время поступает основной доход, часть которого мы сберегаем до сезонов затишья. А это – осень и весна. В эти периоды и идут в оборот накопленные резервные средства. Как правило, мы их тратим на развитие: на покупку оргтехники, например, организацию и проведение различных рекламных кампаний, рекламных туров. Вообще-то, конечно, деньги на развитие выделяются все время: т.е. какие-то рекламные кампании мы проводим в течение всего года. Но более масштабные, как перед Новым годом или сезоном отпусков, надо проводить заранее. Как раз осенью и весной, соответственно, когда доход и так невелик. А вот свою зарплату мы уже стараемся заработать самостоятельно, не прибегая к средствам стабфонда. Работаем мы уже восьмой год, и лет пять из них точно пользуемся стабфондом. Опробованная нами схема распределения финансов оправдала себя в полной мере, и отказываться от стабфонда мы не собираемся.
Елена Белозерова, директор компании СеверМир (Великий Устюг)

Запас не актуален

 

Наверное, сомнений в наличии стабилизационного фонда у одного из ведущих предприятий России не возникает. Думается, что он есть, и был всегда. Но нет. Более того, пока и вопрос такой перед нами не стоял. Может запас и нужен, но для нас его наличие на данном этапе пока не актуально.

Наше предприятие производит мостовые дорожные ограждения. Работаем мы с федеральным дорожным агентством, то есть на всех федеральных дорогах. Оплата идет после сдачи объекта, поэтому мы всем предоставляем товарные кредиты. Естественно, своих собственных средств не хватает. В этой ситуации стабилизационный фонд, безусловно, был бы полезен, но мы должны его накопить. А сейчас наше предприятие находится в стадии развития, идет полнейшая реконструкция, все полностью меняется. Сам завод существует с 1979 года. В 2000 году он обанкротился, и мы его выкупили. Сколько лет мы работаем? Мы только 4 года назад закрыли долги старого хозяина. И только-только получили возможность полностью вкладываться в развитие. Вопрос о создании финансового резерва у нас не стоял, потому что стратегический план расписан лет на 10 вперед. Там организации стабилизационного фонда не то, чтобы не нашлось места… Но надо понимать, что копить деньги на этапе развития предприятия, вместо того, чтобы максимально вкладываться в рост компании, крайне недальновидно и неумно. Наше руководство не может держать деньги в виде «мертвого груза» – они должны работать. Поэтому стабилизационный фонд, это конечно, хорошо, но для стабильного, планового производства. Мы же пока стремительно развиваемся, у нас объемы растут ежегодно в 2-3 раза.
Георгий Тихомиров, коммерческий директор КТЦ «Металлоконструкция» (Ульяновск)



свежий номер


 
 
603006, Нижний Новгород, ул. Провиантская, 47, оф. 502.
Тел. +7 831 218-36-93, +7 831 218-61-83 (размещение рекламы)
Copyright © 2007-2015 «b-mania.ru»