Деловой журнал
Главная Писать нам Карта сайта
Поиск:   




    О журнале     Онлайн версия     Архив     Контакты


Госэкзамен

 

Зачем вообще небольшим организациям участвовать в тендерах на муниципальный и госзаказ? «Если удалось победить в коммерческом конкурсе – это еще не повод для радости, — поясняет наш эксперт, попросивший не упоминать его имени в печати. – Получить сполна все обещанные заказчиком деньги вам вряд ли удастся. К примеру, если ваша компания работает в сфере строительства, то будьте готовы к тому, что верхние этажи придется достраивать на собственные средства. Возможен и такой расклад: заказчик по причине «внезапного» отсутствия финансовых средств может затянуть заключение контракта и представить его для подписания в такие сроки, когда выполнить его будет нереально. Или же договор составят так, что после его подписания подавать иск в судебные органы на коммерческого заказчика практически бессмысленно. Обман подрядчика – почти правило для большинства коммерческих конкурсов».
Любая маленькая компания должна развиваться, искать пути выживания, считает генеральный директор Главного управления по капитальному строительству администрации Нижнего Новгорода, депутат гордумы Игорь Кондратьев (Нижний Новгород). Тендер, безусловно, является потенциальной возможностью для роста. Однако И. Кондратьев отмечает, что работа с государственным, муниципальным заказом имеет свои трудности: много документов приходится собирать, не всегда стабильное финансирование. Но, с другой стороны, городской бюджет за последние шесть лет вырос раза в три. «Большую часть по тендерам, конкурсам получают как раз фирмы-победители. То есть это – хороший бизнес,— говорит эксперт. — А потом, если фирма зарекомендовала себя на государственных конкурсах как надежный подрядчик – это большое подспорье в дальнейшей работе: компанию уважают другие партнеры, ей охотно предлагают более крупные коммерческие заказы. Так что, конечно, фирмам нужно участвовать в тендерах и бороться».
Людмила Пацукова, начальник отдела госзакупок и конкурсных торгов ЗАО «Мединторг» (Москва), уверяет, что победы в тендерах – это лишь видимая часть айсберга: чтобы победить, необходимо провести предварительную работу (и немалую). Речь идет вовсе не об «обработке» должностных лиц, от которых зависит принятие решения (хотя хорошие отношения с представителями заказчика и организаторами тендера могут в определенных «щекотливых» ситуациях сыграть свою роль), говорит она.
— Предварительно необходимо проанализировать реальную потребность в товарах определенного качества, общий объем поставок, провести переговоры с производителями, уточнить их возможности и намерения, оценить опыт прошедших тендеров (и в аспекте этого товара, и в аспекте этого заказчика, и в аспекте возможных проблем при исполнении контракта), — рекомендует эксперт. — Кроме того, надо выявить потенциальных конкурентов (кто победил в прошлый раз, кто участвовал, почему выиграл или не выиграл, по каким ценам и на каких условиях предлагал товар, каково положение этих компаний на рынке в настоящий момент и проч.) – в общем, заняться «разведдеятельностью» и «челночной дипломатией».
«Величина», «вес» компании – отнюдь не залог успеха. впрочем, верно и обратное: далеко не все успешные компании являются гигантами. Все относительно. И, прежде всего - величина компании. Если следовать «букве» ст. 3 Федерального закона от 14.06.1995 года №88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» (с изменениями на 02.02.2006 года), многие из тех компаний, которые позиционируют себя на рынке госзакупок в качестве крупных, реально являются малыми предприятиями. Штат многих компаний-участников размещения государственного заказа зачастую не превышает 50 человек.
Но и у маленьких компаний достаточно реальных возможностей, чтобы побеждать в тендерах не только на муниципальном уровне, но и на федеральном. Например, компания, ООО «Лабораторная группа» (Москва). В начале осени прошлого года именно эта небольшая компания была признана победителем в аукционе № 274к-1449, организованном Федеральным агентством по здравоохранению и социальному развитию. И не в пример многим более крупным и именитым фирмам эта маленькая компания смогла осуществить поставку диагностических средств для выявления вирусного гепатита С в достаточно отдаленные регионы Российской Федерации в строгом соответствии с контрактными обязательствами. И залог успеха – не в том, как можно было бы предположить, что был кто-то, кто мог, по традиционной российской схеме, «порадеть за родного человечка», а в профессиональных качествах сотрудников этой компании. Лозунг «кадры решают все» актуален и сейчас.
Стратегия, по которой «сначала ввяжемся в бой, а там по-смотрим» для небольшой компании неприемлема. Да, у маленьких и потери маленькие, но ведь это «маленькое» – их всё. При такой стратегии они рискуют потерять и репутацию, и деньги. Большие компании должны быть еще более осторожны, им есть что терять.
Прежде чем «ввязываться в бой», необходимо трезво оценить свои силы и свои цели. И главный вопрос при этом - не «Есть у нас шанс выиграть тендер?», а «Сможем ли мы выполнить взятые на себя обязательства?». Очень рискуют те, кто не помнит слов старой солдатской песни: «Гладко было на бумаге, но забыли про овраги, а по ним ходить…».
— Особенно важно детально изучить проект государственного (муниципального) контракта, который прилагается к конкурсной документации, - советует Константин Калужин, заместитель генерального директора – начальник управления российских продаж ООО «Эпицентр» (Москва). — Очень часто при подготовке конкурсной заявки на него не обращают особого внимания. Тем временем там могут быть подводные камни, которые всплывут только в ходе его реализации. Например, во всех конкурсах и котировочных заявках цену на продукцию устанавливают с учетом всех расходов, в т.ч. транспортных, включая доставку до дверей заказчика. Перечень организаций - получателей продукции может быть очень обширным, а их местонахождение – весьма удаленным от крупных центров. Поэтому при отгрузке продукции транспортные компании могут выставить победителю конкурса такие счета за доставку, которые будут сравнимы со стоимостью продукции. Такие затраты практически съедают всю прибыль «победителя торгов».

И мы взятки переживем

Госзакупки – искушение для всех: и для заказчиков, и для поставщиков. В случае победы и при благоприятном стечении обстоятельств в ходе исполнения контракта можно сделать большой рывок вперед и значительно поднять рейтинг. Эти радужные перспективы стабильных, больших и быстрых денег привлекают очень многих. И некоторые просто-напросто «подсаживаются» на госзакупки.
Так уж исторически сложилось, что всевозможные нарушения закона продиктованы желанием обогащения. Суммы иных госзаказов порой сбивают с пути истинного как участников, так и самих организаторов. Наш эксперт, попросивший его не называть, рассказал, что в одном из тендеров, проводимом Министерством юстиции, его компания заняла лишь второе место, несмотря на то, что предложила те же условия, что и победитель. Более того, цена победителя оказалась выше на 40%. Компания сразу же направила жалобу в ФАС России. На это в антимонопольной службе сказали: «Если уж Минюст допускает подобные огрехи, то чего же требовать от других заказчиков?» Решением ФАС жалоба была признана обоснованной. «Но при повторном проведении конкурсных процедур заказчик нашел все-таки способ протащить своего поставщика, — вспоминает он. — Аналогичных случаев столько, что приходишь к выводу, что незаказных тендеров практически нет. Торги, где можно участвовать и побеждать – это котировки. Там небольшие суммы (до 500 000 руб.). А в тендерах крутятся совсем другие суммы — миллионы, а то и десятки миллионов рублей».
Случается, чтобы отхватить «кусок бюджетного пирога» побольше, некоторые компании из сферы оптовой торговли, в штате которых не более 50 человек, сознательно идут на то, чтобы не афишировать свой статус «малого предприятия». Ведь если только одна такая компания подала заявку на участие в конкурсе или аукционе, и по результатам рассмотрения этой единственной заявки конкурсной комиссией было принято решение о признании этой компании единственным участником размещения заказа, то государственный контракт с ней может быть заключен только при условии, что она не является субъектом малого предпринимательства. А организаторы торгов и контролирующие инстанции смотрят на это «сквозь пальцы», хотя теоретически должны оберегать государство от рисков, возможных при исполнении контрактов небольшими компаниями. Если бы контролирующие органы не были бы столь близоруки, то результаты многих аукционов и конкурсов, где от имени Российской Федерации были заключены контракты на многие десятки и сотни миллионов рублей, должны быть (только на этом основании) аннулированы.
Как правило, нормативными документами как государственных структур, так и коммерческих предприятий определено, что проведение тендера при выборе поставщика товаров или услуг обязательно. Формально это выполняется. Тем не менее, зачастую тендер является лишь подведением базы под заранее принятое решение и совершенно не значит, что выбор делался на основании наибольшей эффективности для заказчика.
Как говорят участники тендеров, организация проигрыша ненужных претендентов производится путем предварительных договоренностей, умышленного ограничения конкуренции — различными бюрократическими приемами, объявлением таких условий, при которых ряд претендентов не может принимать участие в конкурсе.
— Честный тендер провести невозможно, - уверен эксперт. - Что бы ни заявлял закон о важности технических характеристик, на деле комиссию далеко не всегда составляют профессионалы, способные разобраться в тонкостях технических предложений. А значит, если вас не отстранят за несоответствие требованиям конкурсной документации и на ценовое предложение условиями конкурса не будет отводиться минимальное количество баллов, то низкая цена станет определяющим параметром, по которому будут выбирать победителя. Но чудес в природе не бывает: дешевизна рождает низкое качество товаров и услуг. Откаты на тендерах могут достигать 30% от суммы заказа. Это всем известно. Порочна сама система.
«Взяточники сейчас - это уже экзотика, - сказал в одном из интервью Председатель Счетной палаты России С.Степашин, - Сейчас напрямую деньги не дают и не берут - это редкий случай. Есть другие формы: тендеры, конкурсы, откаты, удорожание проектов».
Парадоксально, но сама структура тендера была создана в США (после Второй мировой войны) для того, чтобы бороться с коррупцией. Известно, что в 1946 году на восстановление немецких городов было выделено немалое количество денег, большая часть которых была роздана американским чиновникам в качестве взяток.
«В развитых сегодня странах тоже были непростые времена, связанные с коррупцией, - рассуждает Игорь Кондратьев (Главное управление по капитальному строительству администрации Нижнего Новгорода). – Но они справились с этой проблемой. Не так давно нормой российской действительности был рэкет. Сейчас он в прошлом. Думаю, сегодняшние слабые места – это тоже определенные этапы развития общества. Мы должны их благополучно миновать. Тем более что в последнее время проблеме взяток уделяется большое внимание, об этом говорят буквально все, а осознание недуга – первый шаг к выздоровлению».

Новые правила игры

«В прошлом году изменилось законодательство, касающееся проведения торгов. Если бы не эти изменения в законе, мы бы вообще бросили заниматься конкурсами, - говорит Константин Калужин (ООО «Эпицентр»). - Федеральный закон №94-ФЗ действовал 2 года, а 2007 год стал переломным: перемены кардинально перекрыли возможность коррупции. Я убежден, что теперь ее будет меньше. Победить честным путем стало легче. Эти изменения достаточно четко определили порядок и правила торгов, которых так недоставало для более честной и здоровой конкурентной борьбы в этом сегменте рынка. Да, закон о государственных закупках стал сложней, но предоставил возможность государству получать большую экономию в ходе торгов, конкретно определил условия для участников конкурсов и оценок конкурсных заявок и сузил рамки полномочий государственным заказчикам. В частности, ограничил их возможности «протаскивать» своих поставщиков продукции только за счет технического критерия, а значит, существенно перекрыл объемы коррупции».
Плюс с 1 октября 2007 года вступили в действия и изменения в Административный кодекс РФ. В частности, повысились размеры штрафов, которые могут налагать контролирующие и судебные органы за нарушения федерального законодательства по закупкам. До этого момента, отмечает Калужин, размер так называемого комиссионного вознаграждения, который причитался чиновнику за победу на конкурсе, был просто несоизмерим с размером штрафа, налагаемого на него, если были бы выявлены нарушения со стороны государственного заказчика.
В дополнение ко всему Правительство Российской Федерации своими постановлениями значительно расширило перечень товаров, которые можно закупать только методом аукционов или котировок, где основным критерием является ценовое предложение заявок (котировок) участников.
«Я убежден, что теперь ситуация существенно поменяется. Побеждать все чаще начнет тот участник, чья продукция (услуги) будет более конкурентоспособна и соразмерна реальным затратам, — подводит он итог. — Победить честным путем будет значительно легче, а должная ответственность государственных чиновников перед законом не даст им вольготно трактовать или игнорировать требования законодательных актов. Теперь, после нескольких таких побед, у всей нашей команды заметно прибавилось желания работать и участвовать в различных торгах».

Источники информации

Где брать информацию о тендерах?
Практически вся информация об их проведении находится в открытом доступе – этого требует закон о размещении заказов.
«Для открытости системы торгов города работает информационный интернет-портал www.tender.mos.ru, - рассказывает Анастасия Кочеткова (Департамент по конкурентной политике города Москвы). - На нем размещены исчерпывающие сведения о торгах по подбору инвесторов, прочих конкурсах, их результаты, поадресный список тех объектов, что будут выставлены на торги, технология проведения, нормативно-правовые документы и пр. Кроме этого, вся информация, связанная с торгами, публикуется на бумажном носителе – в бюллетене оперативной информации «Московские торги». Без такой публикации торги не могут быть проведены. Информация о планируемых торгах направляется также в Ассоциацию инвесторов России, Российскую и Московскую торгово-промышленные палаты, Московскую международную бизнес- ассоциацию, Московский строительный союз, Гильдию предприятий строийиндустрии, Московский банковский союз, Московскую ассоциацию гильдии риэлторов, а также инвесторам, которые уже принимали участие в аукционах. Аукционы всегда открыты, в качестве наблюдателей на них нередко присутствуют представители различных средств массовой информации».
В «кармане России» информация о размещении заказов публикуется также в печатном и электронном вариантах. Их называет Алексей Янченко, директор департамента экономики, планирования, промышленности и предпринимательства администрации Нижнего Новгорода: «Постановлением главы администрации города Нижнего Новгорода от 08.02.2006 № 252 «О публикации муниципальных правовых актов и официальном сайте города Нижнего Новгорода» официальными печатными изданиями определены газеты «День города» и «Нижегородский рабочий». Официальным сайтом муниципального образования – город Нижний Новгород – в сети Интернет является официальный информационный портал администрации города Нижнего Новгорода www.admgor.nnov.ru. Извещение о проведении открытого конкурса, аукциона размещается также на официальном сайте субъекта Российской Федерации – Нижегородской области – www.goszakaz.nnov.ru.
Как говорят участники тендеров, информацию о проведении они предпочитают брать в Интернете: частично – на официальных сайтах организаторов, частично – из интернет-журналов и торгово-информационных систем. В свою очередь, интернет-журналы собирают информацию о тендерах изо всех открытых источников.
– Мы берем данные из печатных изданий, официальных «публикаторов» России (например, бюллетеня конкурсных торгов и региональных профильных изданий), профессиональных электронных СМИ. Плюс собираем информацию о тендерах, объявленных коммерческими организациями, — говорит Сергей Лопатин, начальник рекламного отдела интернет-журнала «tenderer.ru». — Поскольку наш ресурс находится на самофинансировании, условия предоставления информации таковы:
— бесплатно для организаторов/заказчиков тендеров;
— на условиях бесплатной подписки для участников, работающих с тендерами с датой выхода более 30 дней;
— на условиях коммерческой подписки для участников, которых интересуют тендеры с датой публикации менее 30 дней.
— Электронные источники значительно удобнее печатных, – уверен Константин Калужин, заместитель генерального директора – начальник управления российских продаж ООО «Эпицентр» (Москва). – Если в конкурсных требованиях возникают какие-то изменения, важно быстро донести их до всех участников. Бумажные издания, к сожалению, такой оперативностью не отличаются. Можно использовать электронную газету «Госторги» (тариф около 9 000 рублей за год).
— Наша компания пользуется возможностями электронной торгово-информационной системы «Trade.su». Мы находимся на тарифе «Персональный» стоимостью порядка 50 000 руб. за год, — рассказывает Людмила Пацукова, начальник отдела госзакупок и конкурсных торгов ЗАО «Мединторг» (Москва). – Однако основной источник получения информации - официальный сайт
http://www.zakupki.gov.ru в сети Интернет. Его привлекательность – не в бесплатном доступе к информации, а в ее полноте».



свежий номер


 
 
603006, Нижний Новгород, ул. Провиантская, 47, оф. 502.
Тел. +7 831 218-36-93, +7 831 218-61-83 (размещение рекламы)
Copyright © 2007-2017 «b-mania.ru»