Деловой журнал
Главная Писать нам Карта сайта
Поиск:   




    О журнале     Онлайн версия     Архив     Контакты


Нанять и приручить

 

Как сделать так, чтобы сотрудник был лоялен к компании и руководству? И нужны ли вообще компании лояльные сотрудники? Или их «привязанность» обходится дороговато, а значит, ну их…?

 

Эксперты в области HR уверяют, что лояльные сотрудники нужны компаниям. Вопрос о том, не проще ли от сотрудников избавиться, уже не стоит.
- Однако само по себе понятие «лояльность» трактуется достаточно широко, - поясняет Наталья Голованова, руководитель исследовательского центра «СуперДжоб» (Москва). – Это сотрудник, который будет работать сколько-то времени без зарплаты? Или это человек, который хорошо относится к руководству и его политике? Однозначного толкования в данном случае нет.


Признание необходимости
Как добиться лояльности? Самый простой вариант – премии и бонусы. В каждой компании расходы на премии и бонусы для сотрудников индивидуальны.
- Система мотивации персонала, действующая в нашем банке уже три года, такова, что каждый ключевой сотрудник в конце года получает премиальные выплаты, напрямую увязанные с финансовыми результатами деятельности банка, - поясняет Анатолий Ефремов, директор департамента персонала и корпоративного развития Бинбанка (Москва). – Кроме того, в банке существует возможность выплаты премий в течение года (так называемые разовые премии) за отдельные весомые достижения и особые успехи. Мы эти суммы считаем и анализируем. Однако тут важен тот факт, что лояльность персонала подкрепляется и обеспечивается не только зарплатой, выплатой премий и бонусов, но и во многом зависит от личности самого руководителя, от морально-психологического климата в коллективе, системы морального поощрения. Хотя, конечно же, материальная составляющая играет важную роль.
Так, Артем Чернис, директор аффелированных компаний «Филип Моррис» в России (Санкт-Петербург), полагает, что для удержания сотрудника в компании нужно делать так, чтобы ему было интересно работать, постоянно ставить перед ним интересные задачи. Немаловажную роль с этой точки зрения играет возможность продвижения по карьерной лестнице.
специалисты в области HR утверждают, что главное – это подчеркнуть «нужность» работника.
- На мой взгляд, самое главное в достижении лояльности - создать у сотрудника ощущение причастности к компании: дать ему понять, что он принимает участие в важных для компании решениях, – поясняет Михаил Рыбаков, старший партнер компании Just Consulting (Москва). - Конечно, в большей степени это относится к квалифицированным специалистам, хотя вполне можно достичь такого же эффекта и с рабочими. Например, если внедрить в компании систему менеджмента качества, но только для реальной работы, а не «для галочки». Также важно, чтобы сотрудник ощущал, что компания надежная и стабильная, что, работая в ней, он развивается, работа интересная, в коллективе здоровая обстановка.


Статья расходов
Некоторые компании закладывают расходы на сотрудников в годовой бюджет, другие же выплачивают премии и бонусы по результатам.
Так, в компании «Филип Моррис», определенная сумма закладывается сразу.
- Мы примерно знаем и подсчитываем, сколько нужно инвестировать в сотрудников и в их работу, чтобы им было интересно с нами оставаться, - поясняет Артем Чернис.
Однако в том же Бинбанке премии и бонусы не закладываются. Сумма этих выплат целиком зависит от финансового результата банка.
- Сотрудники знают из Положения о мотивации персонала, что определенный процент от чистого финансового результата (ЧФР) обязательно будет использован на поощрение персонала по итогам работы, - говорит Анатолий Ефремов. – Кроме того, обязательно будут учитываться результаты выполнения каждым подразделением ключевых показателей эффективности. По итогам 2007 года премиальные выплаты составили около 20% от ЧФР. Распределение премиальных выплат между блоками и подразделениями осуществляется на основе правил, определенных Положением о мотивации.
Помимо этого, в крупных корпорациях существует также система материальной поддержки в особых случаях: рождение детей, свадьба, заболевания, смерть близких родственников.
Не обойтись и без системы морального поощрения. Так, в Бинбанке разработана целая система почетных званий, присвоенных сотрудникам. Например, почетный сотрудник, лучший сотрудник, лучший по профессии. Кроме того, учреждены звания для лучших подразделений ЦО и филиалов банка. присвоение этих званий сопровождается вручением специальных знаков и удостоверений и проходит в торжественной обстановке на корпоративных праздниках.


Социальный подход
Конечно, сколько компаний, столько и систем мотивации персонала. В последнее время компании в большинстве случаев удерживают людей предоставлением хорошего социального пакета, утверждают HR-специалисты.
Так, сотрудникам «Филип Моррис» не только предоставляются бесплатные медицинские услуги, бесплатное питание и служебный транспорт, доставляющий сотрудников на работу – они также имеют возможность заниматься спортом за счет компании.
- В частности, на наших заводах есть специальная столовая для сотрудников, есть и спортивный зал. И при желании любой человек может после работы прямо на фабрике позаниматься спортом, - пояснили нам в «Филип Моррис».
Наиболее значимыми составляющими социального пакета в Бинбанке являются следующие: добровольное медицинское страхование абсолютно всех сотрудников, успешно прошедших испытательный срок; кредитование сотрудников на льготных условиях (каждый, кто прошел испытательный срок, может взять в банке кредит на различные цели на условиях, более привлекательных, чем предлагаются на рынке). В настоящее время также разрабатывается система негосударственного пенсионного страхования сотрудников банка.


Статья доходов
HR-специалисты тоже подчеркивают, что денежные поощрения и лояльность сотрудников – вещи не совсем взаимосвязанные.
- Порой лояльность персонала достигается вовсе не
деньгами, а хорошим социальным пакетом, предоставляемым компанией, нормальной атмосферой в коллективе, поддержанием корпоративного духа, - поясняет Наталья Голованова.
Нередко бывают случаи, когда сотрудники увольняются из-за грубости начальства, повышенной конфликтности в коллективе, а вовсе не из-за того, что их не устраивает зарплата (это не основная причина!).
Конечно, каждый лояльный сотрудник должен приносить компании и определенную прибыль.
- Сейчас существует несколько схем подсчета доходов от непродающих сотрудников, - поясняет Наталья Голованова. – Но главным показателем его эффективности служит ответ на вопрос: чего вы ждете от каждого конкретного сотрудника? Если к вам не пришел налоговый инспектор, значит, ваша бухгалтерия работает хорошо.
Что же касается продажников, то здесь многое зависит от того, какой именно продукт они продают: одно дело – ритэйл, другое – стройматериалы. Вообще же проценты от сделок в большинстве случаев обговариваются с продажником в индивидуальном порядке.
Михаил Рыбаков (Just Consulting) говорит, что доходы от продажников и производственников, работающих непосредственно на клиента, посчитать просто. Другое дело – подсчитать доходы от сотрудников вспомогательных бизнес-процессов, таких, как HR-менеджер, бухгалтер, секретарь и т.д.
- Фактически их главная задача - обеспечивать эффективную работу основных подразделений: продажников и производственников и др. (зависит от специфики бизнеса). Вспомогательные подразделения должны выполнять требования основных, - поясняет он. - Если секретарь медленно оформляет договоры, то это не может не сказаться на работе продажников. Если в бухгалтерии неправильно посчитали зарплату и выплатили сотрудникам меньше денег, чем им положено, то это, безусловно, отрицательно скажется на их работе. Если HR-менеджер не может найти общий язык с сотрудниками, то его работа бесполезна. Есть такое понятие в компаниях как «внутренний клиент». Фактически для таких подразделений, как бухгалтерия, секретариат, работники основных бизнес-процессов компании - это их клиенты. И если эти внутренние клиенты недовольны их работой, то тогда надо принимать меры.
И, тем не менее, любой сотрудник должен в первую очередь работать на результат. Хорошо поработал в этом месяце, сделал много – получи достойную оплату. Мало сделал – получай соответственно.



свежий номер


 
 
603006, Нижний Новгород, ул. Провиантская, 47, оф. 502.
Тел. +7 831 218-36-93, +7 831 218-61-83 (размещение рекламы)
Copyright © 2007-2015 «b-mania.ru»