Деловой журнал
Главная Писать нам Карта сайта
Поиск:   




    О журнале     Онлайн версия     Архив     Контакты


Неведомое богатство

 

Когда, как и зачем оценивать нематериальные активы, и что даст
эта информация?

 

Во многих компаниях даже не подозревают о том, что обладают ноу-хау, способными увеличить стоимость бизнеса. Просто потому, что никогда не оценивали нематериальные активы. А не оценивали, скорее всего, по той причине, что сделать это весьма непросто. О процедуре оценки НМА – Татьяна Гиш, директор представительства в Казахстане «Бейкер Тилли Русаудит».


bm: Когда пора оценивать стоимость нематериальных активов?
- Оценивать можно, когда начинаешь догадываться об их наличии и даже раньше – чтобы проверить это наличие.
Существуют два вида целей оценки – законодательно определяемые и инициативные. Обязательная оценка НМА производится:
• при взносе в уставной капитал отдельного нематериального актива (товарного знака, патента, авторских прав);
• как объекта залога при кредитовании (чаще всего – это права на недропользование, реже - авторские права и товарные знаки);
• при учете по МСФО обязательной процедурой является выявление существующих нематериальных активов и оценка их справедливой стоимости;
Оценка в так называемых инициативных случаях, согласно закону, не требуется и проводится по желанию заказчика. Например, при определении размера лицензионного вознаграждения при передаче прав (частично или полностью). При переговорах для привлечения инвестиций, в отдельных случаях к услугам по оценке ТЗ прибегают для обеспечения контактов с инвесторами или финансовыми аналитиками. Такая оценка подчеркивает значение товарного знака в управлении стоимостью бизнеса и при определении перспектив роста стоимости акций. Оценка может проводиться для определения экономической эффективности маркетинговых программ. Или для управления стоимостью бизнеса и для оптимизации налогообложения. Внутри компании оценки стоимости НМА используются при анализе результатов деятельности бизнес - единиц, что способ-ствует учету менеджерами долгосрочных последствий принимаемых маркетинговых решений, а также эффективному управлению соб-ственностью. В отдельных случаях механизм выплаты роялти по лицензионным соглашениям за использование ТЗ (в т.ч. зарубежными филиалами и представительствами) позволяет существенно оптимизировать налогообложение компании. Еще один вариант – при по-глощениях и слияниях, если не требуется отдельная оценка активов:
а) при приватизации предприятий (для гос. нужд). По законодательству обязательна оценка стоимости объектов, принадлежащих Российской Федерации и субъектам Российской Федерации, в целях их приватизации, передачи в доверительное управление; при продаже; при переуступке долговых обязательств;
б) при национализации. Согласно проекту закона «О национализации», предполагается нанимать независимого оценщика, который определит рыночную стоимость нужного государству актива. Если владелец не согласен с оценкой, он приглашает другого оценщика и готовит иск в суд;
в) при слияниях и поглощениях. Оценка стоимости ТЗ используется в процессе слияний и поглощений для установления стоимости товарных знаков, вовлеченных в соответствующую сделку. До 90% цены, приобретаемой в процессе поглощения компании, владеющей известным ТЗ, приходится на нематериальные активы. Решение о поглощении во многом основывается на оценке стоимости ТЗ с учетом инвестиционных критериев будущего собственника.
Однако, по нашему опыту, чаще всего оценивают нематериальные активы при оценке всего бизнеса, в рамках которой добросовестный оценщик обязательно должен выявить имеющиеся у предприятия НМА и провести их оценку. Нередко собственники бизнеса и понятия не имеют о том, что владеют невесомым богатством, которое может заметно увеличить стоимость предприятия. Приведу пример. мы проводили оценку бизнеса одной довольно крупной и успешной розничной сети в Сибири. В результате анализа деятельности предприятия было выявлено, что силами самого предприятия созданы уникальные программы, позволяющие определять размер среднего чека будущего магазина в любой точке города с очень большой точностью. У них также «обнаружились» собственная программа учета потребительского спроса постоянных покупателей, программа, позволяющая контролировать движение товара «склад – магазин». Программы были созданы сотрудниками компании и, кроме сильного конкурентного преимущества, обеспечили заметную прибавку в общей стоимости при оценке бизнеса в целом. И ответ на вопрос – кто должен оценивать НМА – очевиден. Конечно, нужно доверить этот процесс профессионалам.


bm: Как посчитать стоимость нематериальных активов? Насколько объективны вообще здесь могут быть оценки? На основе каких данных это делают оценщики? Каковы шансы продать, скажем, брэнд без оценки независимыми экспертами?
- Три кита оценки - три подхода: доходный, затратный и сравнительный. Комбинированные методы (их немного) практически применяются только для оценки ТЗ. Комбинированными называются еще и потому, что представляют собой синтез экономических и маркетинговых методик.
Наиболее корректную оценку рыночной стоимости обеспечивает, конечно, стоимость, определенная сравнительным подходом на активном рынке. Но, к сожалению, чаще всего подобная информация в открытом доступе отсутствует, и оценщики используют альтернативные подходы к оценке: доходный и затратный.
Доходный подход основан на предположении о том, что стоимость оцениваемого НМА определяется способностью этого нематериального актива генерировать устойчивые денежные потоки в будущем.
Чистые денежные потоки от НМА прогнозируются на период полезного использования актива и приводятся к текущей дате по рассчитываемой ставке дисконтирования. Методы доходного подхода применимы ко всем НМА без исключения.
Согласно затратному подходу справедливая стоимость НМА определяется равной текущей стоимости воспроизводства (замещения) затрат на покупку или создание актива.
Очевидный недостаток этого подхода: он не учитывает будущих выгод от владения активом. Тем не менее, затратный подход используется в качестве основного при оценке программного обеспечения, баз данных, незапатентованных технологий на начальной стадии разработки, «клиентеллы» (списков клиентов, заказов) и как вспомогательный – при проведении оценки запатентованных технологий, ноу-хау, товарных знаков, наименований.
Конечно, можно попытаться оценить НМА предприятия и собственными силами. Есть методы, позволяющие сделать грубую «прикидку» стоимости – метод Rule of Thumb («большого пальца»). Или можно это сделать, исходя из правила, что рыночная стоимость приносящего доход нематериального актива находится в диапазоне от одного до 25% чистой годовой прибыли, образующейся от его текущего использования. Метод грубый, приблизительный, не учитывает огромного количества нюансов, не всегда и не ко всем нематериальным активам применим.


bm: С каким из видов нематериальных активов возникают в плане определения цены наибольшие трудности и почему?
– Самые большие сложности возникают с объектами, для оценки которых по тем или иным причинам отсутствует достаточный объем информации. К таким объектам я бы отнесла клиентскую базу, или, как ее называют, «клиентеллу». Первая проблема, с которой сталкивается оценщик при оценке такого объекта, – отсутствие у анализируемого предприятия аналитического учета по клиентам. Вторая проблема – прогноз изменения приверженности «старых» клиентов и привлечения новых. Для составления прогноза необходимо иметь качественный маркетинговый анализ рынка, конкурентной среды, финансового состояния предприятия.
И все-таки самое сложное, на мой взгляд, – это выделение доли нематериального актива в доходе от продукта, предприятия в целом, например, при оценке медицинских препаратов. Каждый препарат защищен «букетом» нематериальных активов. Как минимум, он обладает двумя «цветками»: товарным знаком и правами на использование технологии, которые может охранять несколькими патентами. Часто собственник хочет продать только один цветок из «букета» НМА – один из патентов, например, или товарный знак. В этом случае оценщику предстоит определить ту часть прибыли, которую генерирует только оцениваемый нематериальный актив.


bm: Что стоит понимать под гудвиллом? Можно ли отождествлять гудвилл только с деловой репутацией, как довольно часто это делают?
- С точки зрения бухгалтерского учета, гудвилл – это разница между стоимостью приобретения компании и стоимостью ее активов. То есть гудвилл – это «балансирующая переменная», выявляющаяся только при приобретении фирмы. Все еще можно слышать ссылки на стоимость розничного бизнеса как равную недвижимому имуществу и запасам товаров плюс гудвилл. Однако, поскольку техника и опыт стоимостной оценки за последние годы стали существенно богаче и разнообразнее, квалифицированные оценщики стали различать в том самом «всеохватывающем» гудвилле его компоненты, идентифицировать и анализировать их.
Выделяют три основных компонента гудвилла.
Первый компонент – это существование имеющихся и готовых для использования операционных активов бизнеса. То, что все элементы (оборудование, рабочая сила, менеджмент) рассматриваемого предприятия уже собраны воедино и способны функционировать, само по себе является неосязаемым активом.
Второй компонент – существование избыточной экономической прибыли, которая не может быть отнесена на материальные или идентифицированные нематериальные активы. Третий – ожидания будущей прибыли, если предполагается что ее чистая приведенная стоимость является положительной величиной.


bm: Возможно ли продать, например, только брэнд, без бизнеса? И много ли случаев продажи нематериальных активов, не подкрепленных материальной базой?
- Давайте разделим понятия «брэнд» и «товарный знак». Брэнд - маркетинговое понятие, юридический термин - товарный знак. Знак превращается в брэнд только тогда, когда используется вместе с другими нематериальными активами, которые и формируют качество товара и его репутацию на рынке.
Формально продается всегда товарный знак. Зачастую продуктовые товарные знаки продаются отдельно от бизнеса. Особенно активные продажи наблюдаются на фармакологическом рынке, когда продаются права на использование наименований препаратов.
Что касается других нематериальных активов – прав на использование технологий, авторских прав на произведения, прав недропользования, то здесь также можно говорить об активных продажах.



свежий номер


 
 
603006, Нижний Новгород, ул. Провиантская, 47, оф. 502.
Тел. +7 831 218-36-93, +7 831 218-61-83 (размещение рекламы)
Copyright © 2007-2015 «b-mania.ru»