Деловой журнал
Главная Писать нам Карта сайта
Поиск:   




    О журнале     Онлайн версия     Архив     Контакты


Душа ребенка

 

Бизнес – почти ребенок. Должны ли родители формулировать миссию для новорожденного или он сам со временем разберется, для чего его родили?

О том, куда и как расти этому ребенку, с кем в своей жизни договариваться, а кого игнорировать, рассуждает Константин Харский, тренер-консультант, эксперт по вопросам лояльности и идеологии бизнеса (Санкт-Петербург).

bm: Когда пора создавать миссию компании? Имеет ли смысл это делать на start-up’е? Или все-таки ценности компании должны постепенно трансформироваться в миссию по ходу развития бизнеса?
– Для многих людей, с которыми я разговаривал на подобные темы, бизнес представлялся практически еще одним ребенком. И отношение к самому бизнесу было соответствующим. Раз точка зрения «бизнес - это как ребенок» весьма распространена, так и поговорим в таком ключе.
Мне кажется, что раньше времени жизнеспособную миссию компании создать не получится. Ситуация должна созреть. Созревание может ускорить активный поиск смысла жизни компании, иначе говоря, миссии.
При start-up’е внимание предпринимателей сконцентрировано вовсе не на том, кем станет ребенок, это будет потом, когда ребенок начнет проявлять таланты. А сейчас заботы попроще. Впрочем, есть особые родители. Они точно знают, кем будет их чадо. Они тщательно планируют его развитие и взросление, такие родители знают все наперед. У ребенка нет свободы, он рожден для определенной цели и порой достигает в ней совершенства. Например, марка была изначально спланирована и «рождена» как марка совершенного автомобиля. Не верю, что когда-то она станет выпускать ряженку и кефир.
Другой пример противоположный: компания была создана как торгово-закупочный кооператив, но через некоторое время он под влиянием своих родителей превращается сначала в банк, а потом в громадный холдинг. Никто не ожидал такой прыти от первенца, начинавшего «варкой джинсов» и продажей чего угодно.
В одном случае родители планировали, кем станет их создание, и тогда формирование миссии в самом начале - естественное дело. Во втором случае родителей можно назвать в некотором смысле сторонними наблюдателями - они стояли и сами диву давались: «О, как наш-то детеныш смог, молодец!» Как бы они создавали миссию? Для таких родителей не только призвание, но и способности ребенка с его талантами – полная тайна.
Поэтому ответ на вопрос, возможна ли сформулированная миссия на start-up’е, таков:
а) возможна, если основатель или основатели компании четко знают, что они создают, знают призвание компании, ее приоритеты. Этот вариант настолько нехарактерен, что, узнав, будто кто-то придумал миссию для start-up’а, я бы предположил, что этот человек вражеской разведкой заброшен в наши тылы и натурализуется под видом начинающего бизнесмена.
б) не востребована – пусть сначала бизнес докажет свою жизнеспособность, пусть проявит таланты. И если потом начнется кризис поиска смысла жизни, мы какую-нибудь миссию на раз-два придумаем. То есть выражение миссии в словах нужно, чтобы бизнес отстал от своего основателя с вопросом: «Зачем ты меня родил?» Если бизнес не мучается поиском смысла жизни, то и хорошо. Бумагу сэкономим. Это наш человек - не шпион.

bm: С чего начать создание миссии?
Первое. Нужно найти ответ на вопрос: «Чего ради?»
– Чего ради нам нужна корпоративная миссия?
Пока нет ответа, с которым не стыдно обратиться к сотрудникам и клиентам, надо молчать и думать. Молчать и думать. Молчать и думать.
Какими могут быть ответы?
Лучше не приводить примеры, некоторые могут показаться вам близкими, но правильно, когда вы сами понимаете истинный ответ на вопрос «Чего ради?». Понимаете полно и очень убедительно. И настолько утвердитесь в полученном ответе, что от ответа на вопрос «Чего ради?» перейдете к главному вопросу: «Какой ценой?»
– Какую цену вы и ваша компания готовы заплатить, отстаивая свою миссию? Что вы готовы принести в жертву ради торжества миссии? Вы не готовы к жертвам? Что это за мелкая такая миссия? Миссия должна быть настолько важной и весомой, что компания в целом и каждый сотрудник в отдельности должны быть готовы к любой жертве.
Только теперь, когда вы знаете два самых главных ответа: чего ради вам нужна миссия и какую цену вы готовы за ее торжество заплатить, можно обсудить стратегию создания миссии.
а) Никогда в этот момент не читайте миссий других компаний. Плохие и слабые поведут вас по дурной дороге в глушь. Хорошие и сильные украдут веру в то, что вы способны написать такое же.
б) Опишите дух компании, ее душу. Используйте больше прилагательных, а не числительных и будьте очень честны. Получается меркантильная компания, желающая максимальной прибыли? Тогда надо поработать с корпоративной культурой. На меркантильных ценностях великой миссии не построить. Тем более не построить на лжи, когда под видом имеющихся ценностей выдаются желаемые. Стоит компании пойти по пути подмены анализов вместо лечения болезни, и она мгновенно получит самую циничную реакцию персонала. И миссия станет объектом насмешек.
Начало формулировки миссии - это понимание того, в чем состоит суть компании. Для выражения сути компании вам потребуется несколько прилагательных.

bm: Кто должен быть ответственен за формулировки и кто должен участвовать в определении миссии? Нужно ли проводить опросы среди потребителей (как они видят компанию), чтобы соотнести их видение со своим собственным?
– Сразу хочу сказать о потребителях. Их спрашивать не стоит. Нет, лучше скажу так: их слушать категорически нельзя. Компания, которая определяет свои базовые принципы в соответствии с полученными результатами, не будет им предана. Кто любит колбасу только потому, что в телепередаче ее назвали самой правильно приготовленной? Сначала компания находит ценности, которым готова присягнуть и отстаивать любой ценой. Потом, обобщая ценности и заглядывая глубже, формируется миссия компании. Теперь пора клиентов. Те из них, которым близки ценности и кого устраивает миссия, убеждаясь, что эти заявления не пустые слова, становятся лояльными потребителями.
Кто отвечает за формулировки? Первым миссии должен присягнуть владелец или главный менеджер. Первое лицо компании должно явно и публично заявить, что с данного момента оно в своих действиях руководствуется сформулированной миссией. С этого момента миссия имеет силу. Другие сотрудники – кто явно, кто не явно – выражают свое согласие и одобрение.
А кто технически написал текст миссии – вообще не важно. Это может быть и групповое творчество, и мысли владельца, и результат работы консалтинговой компании.

bm: Как соотнести цели компании, цели руководства и сотрудников?
– Эти цели должны быть согласованы и взаимно поддерживать друг друга. Никто не вправе достигать своих целей, не предоставляя взамен пользы для других участников процесса.
Согласовать, конечно, не просто. Нужно понимать отдаленные последствия: эксплуатация сотрудников. А именно: цели сотрудников, как правило, игнорируются или принижаются компанией и руководством. Эксплуатация только кажется выгодным делом. Если бы это было так, то во многих странах рабовладельческий строй процветал бы, но, слава богу, еще древние римляне заметили, что свободный человек работает лучше. А кого мы можем считать свободным? В том числе того, чьи цели уважаются окружением.

bm: Каким языком должна быть изложена миссия? Должен ли быть он ориентирован на целевую аудиторию, или, прежде всего, миссию мы пишем для себя и так, как нам кажется правильным?
Главный критерий - понятность для читателя. А читателем будут сотрудники и клиенты. Им-то миссия и должна быть понятна. Этого вполне достаточно.



свежий номер


 
 
603006, Нижний Новгород, ул. Провиантская, 47, оф. 502.
Тел. +7 831 218-36-93, +7 831 218-61-83 (размещение рекламы)
Copyright © 2007-2017 «b-mania.ru»