Деловой журнал
Главная Писать нам Карта сайта
Поиск:   




    О журнале     Онлайн версия     Архив     Контакты


Мы его теряем!

 

В каких случаях, по вашему мнению, стоит закрывать бизнес, а в каких – его еще можно реанимировать? А вы, получив тревожный сигнал, закрыли бы компанию без раздумий или все-таки вступили бы в борьбу с «агонией»? Об этом журнал Businessmania спросил у владельцев и топ-менеджеров российских компаний.

Своя ноша не тянет
Закрывать бизнес стоит только в одном случае: если он в течение длительного срока не приносит дохода и видно, что вложений предвидится больше, чем прибыли, которую можно спрогнозировать. Подобную убыточность можно терпеть только на стадии становления.
Хотя не только и не столько финансовые потери могут стать поводом к ликвидации предприятия, сколько внутренняя неудовлетворенность организатора компании. Известны случаи, когда вроде бы неприбыльное дело приносит предпринимателю какую-то иную выгоду, не материальную. Пример знакомых бизнесменов показывает, что критическое финансовое положение у компании может длиться несколько лет, но ее все равно не закрывают: увлеченность, заинтересованность предпринимателя той или иной сферой деятельности подчас важнее, чем материальная составляющая.
Когда компания NULL вышла на рынок, это было года четыре назад, то занималась в основном разработкой сайтов. Дело, в принципе, не убыточное, но требует сравнительно длительной окупаемости. А поскольку любой бизнес на этапе своего становления убыточен, молодой компании важно как можно быстрее окупить свои издержки и выйти «в плюс». Пришлось признать, что разработка сайтов для нас пока – непозволительная роскошь. Тогда, чтобы не закрываться, мы были вынуждены переквалифицироваться и заняться изготовлением рекламы. Так, за 2-3 года агентство накопило достаточную финансовую базу, и полгода назад мы позволили себе вновь заняться любимым делом – созданием сайтов. Только в начале этого года вышли на нулевой уровень. Поэтому ситуация, в которой может встать вопрос о ликвидации компании, не исключена до сих пор. Но как бы ни сложилась ситуация, для нас закрытие компании – последняя мера. В любом случае будем искать пути выхода из кризиса.
Максим Дьяконенко, генеральный директор компании NULL (Москва)

 

Без лишних эмоций
Любой бизнес существует ради прибыли. Если прибыли нет, надо его ликвидировать: ваше бизнес-планирование никуда не годится. Я же откажусь от своего дела, если только от меня разом уйдут все сотрудники, рынок обрушится, цены на услуги понизятся в 15 раз, дальше работать станет невыгодно или придет сильный рекламист, который будет демпинговать на протяжении 5 лет.
Конечно, трудные времена были и у нашей компании. Но это было на этапе становления бизнеса, все через это проходят. Первый год часто хочется все послать подальше: слишком много проблем наваливается разом. Результат, как правило, не оправдывает ожиданий, финансовая составляющая крайне невелика, трудиться необходимо в авральном режиме. Постоянно спрашиваешь себя: а не лучше ли отказаться от своего дела и вновь работать «на дядю»? Мне известны владельцы крупных компаний, которые, подобно королю из старого фильма про Золушку, периодически восклицают: «Все. Ухожу!» Но это желание – не более, чем выход эмоций: дальше-то ситуация стабилизируется. Я уверен, что бизнес можно реанимировать в любом случае, если, конечно, это не конфликт с представителями властей или подобные экстремальные ситуации. Нормальные проявления рынка – конкуренция, а снижение эффективности – повод к мобилизации сил, возможно, смены профиля, но не выхода из игры.
Евгений Тарасов, генеральный директор компании Campell Group (Москва)
Не спать!
Раза два за 12 лет работы приходилось балансировать на грани закрытия компании. Это было связано с низкой платежеспособностью ульяновских предприятий и организаций. Тогда пришлось приложить все силы, чтобы создать необходимую клиентскую базу. Я сам по себе активный человек и, не переставая, искал клиентов. В результате находил, это спасало на какое-то время. Потом получше-получше, потом – снова провал. В 90-е годы так штормило всю страну.
Если прибыльность компании 3-4 месяца близка к нулю, бизнес можно закрывать. Тем более, если в компании много сотрудников. Потому что, по моему мнению, далее начнутся необратимые процессы (задержка зарплаты работникам, рента, долговые обязательства), и выйти из кризиса будет уже невозможно. Здесь главное – держать ухо востро и быстро реагировать на первые тревожные сигналы. Бизнес можно спасти, особенно, если ожидаются реальные крупные заказы, которые подтверждены документально, а лучше, чтобы они еще и были застрахованы.
У меня сравнительно небольшое число работников и принимать решение в кризисной ситуации я бы, наверное, не стал. Поддержать их на плаву несколько месяцев можно было бы из собственных средств. А сам бы в это время очень активно искал заказы и, уверен, нашел бы их.
Евгений Щепетков, генеральный директор компании «Мосдарс - Регион» (Ульяновск)

 

А кто сказал, что будет легко?
Вот уже шесть месяцев, как я вынуждена была приостановить свой бизнес. Причина – отсутствие лицензии. Так ждали мы закона о лицензировании! Наконец, он вышел, приняты необходимые поправки, даны все пояснения, но местные власти опять начинают по-своему менять правила игры. В результате, с уже имеющейся на руках положительной резолюцией комиссии, мы несколько месяцев не можем начать учебный процесс – принятый закон не уменьшает аппетитов здешних чиновников. А что такое полгода простоя на рынке?
Вообще, насколько мне известно, вопрос лицензирования больной не только для нашей компании, но для всех участников рынка образовательных услуг.
Есть и еще одна проблема: с 96-го года нам не удается добиться разрешения использовать определенный земельный участок для открытия тренировочной площадки. Конечно, под таким прессом желание навсегда запереть дверь автошколы возникает очень часто.
С другой стороны, всякий раз вспоминаешь, сколько проблем осталось позади за тридцать-то лет, и сдаваться уже не хочется. Самое тяжелое было – оказаться в начале 90-х без помещения, которое сами же буквально на одном энтузиазме возводили. Но ведь живем же! В последнее время в вопросах недвижимости наступает определенность, стабильность, порядочность, что ли.
Сейчас автошкола опять переживает не самые лучшие времена. Мы едва сводим концы с концами. Но, несмотря на приступы отчаяния, уходить из этого бизнеса я не собираюсь.
Любовь Гусева, соучредитель автошколы «Мотор ННУ» (Саратов)

 

Жизнь – зебра
О каком закрытии вообще может идти речь у работающего бизнесмена?! Даже если что-то сейчас не складывается, у того, кто трудится, все равно рано или поздно что-то в этой жизни получится.
Единственная проблема, с которой приходится сталкиваться в нашей сфере почти ежедневно, – нехватка профессиональных кадров. Но это не повод посыпать голову пеплом. Возможно, я нахожусь в более выгодном положении среди своих коллег: я собственница того помещения, в котором располагается наш салон. Мы неплохо экономим на аренде. Но и для других, я считаю, неразумно расставаться с любимым делом при появлении первых проблем. Жуткая картина перед ликвидацией предприятия в нашей сфере, наверное, выглядит так: все работники увольняются одновременно, а найти необходимых специалистов невозможно; арендная плата непомерно высока; клиентов нет, и вы месяцев шесть выходите «с минусом». Если в довершение всего вам в этой ситуации не хочется что-либо менять, вот тогда, наверное, лучше закрываться. Других причин ликвидировать компанию я не вижу.
Впрочем, если нечто подобное совершится со мной, даже тогда я ни за что не приму решение о закрытии своего салона. Я уверена, что если сегодня минус, завтра непременно будет плюс. Поэтому мой девиз: не сдаваться, не закрываться, работать.
Флёра Каримова, хозяйка салона красоты De Fleur (Казань)

 

Деньги не главное
Свое дело стоит закрывать, если фирма не приносит прибыли на протяжении года. Для туристического бизнеса немаловажен и еще один момент: недовольство туристов. А потому в нашей сфере необходимо не только как можно быстрее нарабатывать финансовый резерв, но и столь же быстро делать себе имя – залог доверия туристов, а значит, и дальнейшего успеха фирмы.
Мы на рынке 5 лет, и нам еще не доводилось выбирать между закрытием фирмы и ее спасением. Но думаю, что в подобной ситуации, если будут появляться первые признаки, говорящие о необходимости закрытия, мы все-таки будем искать пути спасения компании. Любой бизнес можно реанимировать, если пересмотреть абсолютно всю систему работы.
Татьяна Мальцева, старший менеджер компании «Бест-Тур» (Владимир)

 

Нет слова «не могу»
Обычно вопросы, связанные с закрытием или не закрытием компании, должны основываться на полноценной диагностике. И дальше – по показаниям. В разных отраслях моменты, служащие показателями того, что фирма бесперспективна – разные. Их выявляет многопрофильный стратегический анализ – многопараметрическая система, отслеживающая состояние компании, учитывая конкретную ее нишу на рынке.
Для крупных компаний решение о закрытии действительно критично. Малый бизнес, напротив, просто открывать и просто закрывать. Там невелики пороги входа и выхода. И принятие подобных решений не является судьбоносным: можно открыться, закрыться, открыться снова.
В любом случае нужно определить цель: если закрываться, то зачем? Если предприниматель решает для себя: все, никогда в жизни я заниматься этим делом больше не буду (даже если его бизнес вполне успешен), то в этой ситуации нет смысла что-либо спасать. Компания все равно будет закрыта. И так в любом бизнесе. Это, пожалуй, единственное основание для закрытия. Потому стоит проанализировать причины принятия того или иного решения, обратить внимание на цели предпринимателя. Только после анализа конкретных факторов можно предлагать какие-то способы сохранения компании. Абстрактного ответа здесь не дашь.
Что касается непосредственно нашей компании «АР-ГО», это предприятие малого бизнеса, который можно приостановить в любой момент и в любой момент запустить. Поэтому странно говорить о закрытии: владелец, который хочет поддерживать свою компанию, может ее поддерживать вечно. Малый бизнес предпринимателя не тяготит.
Но даже на крупных предприятиях, если издержки зашкаливают за прибыль, - это повод не закрываться, а начинать разбираться в ситуации. По моему опыту, а я уже более 10 лет работаю в области реинжиниринга, среди многообразия компаний, которые обращались к нам по поводу снижения эффективности бизнеса, вопрос о закрытии бизнеса не стоял никогда. Всегда находилось спасительное решение.
Анна Разумовская, генеральный директор компании «АР-ГО. Маркетинг. Консалтинг. Брендинг» (Санкт-Петербург)



свежий номер


 
 
603006, Нижний Новгород, ул. Провиантская, 47, оф. 502.
Тел. +7 831 218-36-93, +7 831 218-61-83 (размещение рекламы)
Copyright © 2007-2015 «b-mania.ru»