Деловой журнал
Главная Писать нам Карта сайта
Поиск:   




    О журнале     Онлайн версия     Архив     Контакты


Поддайте газу

 

Феликс Верховодов, генеральный директор «Нижегородской топливно-энергетической компании», не очень любит рассуждать о миссии в бизнесе. Это мечта, считает он. Зато знает, какие задачи и как нужно решать сегодня, чтобы корпорация «Газпром», а вместе с ней и компания НТЭК, становились ближе к мечте.

 

Миссия, говорит он, это глобальные цели, которые должны «зажигать» сотрудников, но их достижение – дело долгих лет.
— Феликс Геннадьевич, как вы видите миссию вашей компании?
— У нас вертикально интегрированный холдинг. Поэтому миссия формируется в головной компании – «Газпроме» — и заключается в том, чтобы обеспечивать газом потребителей максимально эффективно, без перебоев и аварий.

— Газоснабжение потребителей – важная миссия. Но будет ли она «зажигать» и мотивировать на работу? Все-таки миссия должна учитывать и личные интересы людей…
— «Газпром» — одна из самых крупных российских компаний. Настоящая. Стабильная. Престижная. Работать здесь выгодно. Поэтому сама по себе причастность к такой компании – уже очень много. И она должна вдохновлять людей на рабочие подвиги. С другой стороны, если мы не будем выполнять миссию головной компании, то какой смысл в нашей работе? Да и вообще люди, не справляющиеся с целями и задачами, которые ставит нам материнская компания, у нас не работают.
Поэтому в течение 5 лет мы качественно делаем свою работу и не допускаем возникновения долгов. Вспомните, как было в 90-е: предприятия рассчитывались «фантиками», использовались различные схемы взаимозачетов, да и население нестабильно платило за газ. В итоге «живых» денег мы практически не видели. На что развивать компанию? Из каких источников платить зарплату сотрудникам? Поэтому на тот момент одной из главных целей «Газпрома» было обеспечение 100%-ной оплаты за использованный газ.

— Каким образом решали задачу?
— До того, как я пришел в компанию, уровень сбора платежей от населения никогда не превышал 65-70%. Нам удалось добиться 99%-ных сборов. Для этого пришлось полностью перестраивать работу. Мы образовали биллинговую и абонентскую службы, привели в порядок базу, кроме того, создали собственные программные продукты, чтобы вся эта система работала. Все-таки 1,350 млн. абонентов, при этом оплата за газ для всех неодинакова: нужно было рассчитывать льготы, субсидии, учитывать систему начисления (по счетчику или фиксированная), разные площади и т.д.

— Помнится, у предприятий с платежами было не лучше…
— Проблема платежей со стороны промышленных предприятий возникла не только из-за отсутствия у них денег. Они привыкли, во-первых, к дешевизне ресурсов (дешево – значит, платить необязательно: ни от кого не убудет), во-вторых – к безнаказанности за их бесплатное использование. Поэтому нам пришлось приучать этих потребителей к дисциплине и объяснять, что безнаказанно не платить за газ уже не получится. Это была кропотливая работа, но нужного эффекта мы добились: сейчас среди предприятий должников нет вообще. Бывает, возникают текущие задолженности, в основном, у муниципальных предприятий, но это уже не правило – скорее исключение.

— Много было «показательных наказаний»?
— Да, много. Около 50% промышленных предприятий региона были в долгах. С одними боролись с помощью отключений, другим сокращали объемы поставок. Если предприятие переставало исправно платить за потребленный газ, мы просто уменьшали ему объем реализации газа на следующий период прямо пропорционально его задолженности. Конечно, руководителей этих предприятий такие условия не устраивали, они жаловались во все возможные инстанции. Тем не менее, метод сработал.
— Как мотивировали сотрудников «выбивать» долги?
— Сбор платежей – наша ежедневная работа. С этой целью, собственно, и была создана НТЭК – продавать газ на территории области. Другое дело, что в рамках этой миссии головная компания ежегодно ставит перед нами новую стратегическую задачу. Изначально в первую очередь мы решали проблему неплатежей, а в этом году должны попытаться перевести потребителей на новую схему поставок газа – «take or pay» («бери-плати»). Честно говоря, сегодняшняя задача – из разряда труднореализуемых. Так вот, как практически и в любой компании, у нас действует система премиальных, разработанная в «Газпроме», для поощрения преуспевших сотрудников. Она касается всех – от генерального директора до рядового работника. Премии ежемесячные, поскольку каждый месяц мы отчитываемся о проделанной работе головной компании.

— В чем сложность задачи-2008? И что представляет собой эта новая система?
— Какова ситуация сейчас? Предприятия формируют заявки на необходимые им объемы газа, на основании которых мы устанавливаем для них лимит. Но на практике получается так: на предприятии заказали 10 м3, а использовали 15 м3. И в итоге из-за несанкционированного отбора газа у нас образуется нехватка.
Казалось бы, в том случае, если предприятие использует газа меньше, чем анонсировало, скажем, 8 м3 вместо 10 м3, у нас должен остаться «свободный» газ. Но это не так. В реальности из-за недобора мы несем убытки. Предприятие, делая заявку на объем поставки, оплачивает свой лимит. Если оно до лимита не дотягивает, то оплата за неиспользованный газ переходит на следующий месяц. Ему, конечно, это выгодно – формируется задел на будущее. А мы несем убытки, поскольку продать освободившийся газ уже не можем (особенности газораспределительной системы). А все потому, что сотрудники предприятия не уведомили нас заранее о том, что явно не выбирают в этом месяце заявленные кубометры.
Новая система реализации заставляет потребителей контролировать перебор или недобор. Так, в случае недобора они должны свое-временно, в начале месяца обратиться к нам с просьбой пересмотреть лимит, а мы направим ее в «Газпром». Для тех, кто несанкционированно отбирает газ, мы ввели повышающий коэффициент стоимости 1 м3, использованного сверх нормы. С учетом того, что с 1 января выросла еще и оптовая цена на газ на 25%, эти меры заставляют задуматься.

— Наверняка было много недовольных…
— Естественно. Но мы действуем исключительно в рамках задач, поставленных «Газпромом». Многие предприятия обращаются к нам с просьбой об увеличении лимитов. Те, кто примет новые правила игры, взамен получат возможность заключать долгосрочные договоры на нужные им объемы газа. Те, кого они не устраивают, могут рассчитывать только на годовой договор поставки. А понятно, что стабильность выгоднее.
Впрочем, возражают против новой схемы реализации не только некоторые предприятия, но и Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Дело в том, что постановление российского Правительства, которое должно узаконить нашу «take or pay», пока не вышло. Мы ждали его в конце прошлого года, однако принятие постановления затормозилось. В этом году его должны принять.

— Сколько времени понадобится НТЭК на внедрение новой схемы?
— Думаю, мы уложимся в год. Если, конечно, Правительство примет это постановление в ближайшее время.
— А что, если его вообще никогда не примут?
— Другого пути нет. Даже если постановление не появится, мы все равно рано или поздно перейдем на эту систему поставок. Ее уже давно используют во всем мире. Сейчас мы лишь пытаемся ускорить переход. Несанкционированный отбор и недобор газа только в Нижегородской области приносят «Газпрому» около $40 млн. убытка в год. Если умножить эту цифру на количество регионов, то получится сумма, практически равная чистой прибыли компании. Наличие таких убытков просто противоречит логике бизнеса.
Позиция наших предприятий в отношении поставок газа очень напоминает политику Юлии Тимошенко на Украине. Все возмущены тем, что Украина ворует у «Газпрома» экспортный газ, а, по сути, отечественные компании занимаются тем же самым. Например, на нижегородских предприятиях сейчас заявляют о том, что повышающий коэффициент, предусмотренный новой схемой реализации газа, слишком высокий. И требуют от нас его понизить. Не парадокс ли? Они заранее рассчитывают производить несанкционированный отбор. Только вот, скажем, по $100 за 1 м3 они готовы газ воровать, а по $300 – уже дороговато.
Впрочем, многие предприятия уже перешли на новую систему поставок. Их руководство понимает, что долгосрочные договоры – в интересах компаний.

— В «Нижегородоблгазе» все так же сложно?
— Три года назад, когда я пришел в эту компанию, она была в ужасном состоянии. И это еще мягко сказано. В НТЭК удалось за 5 лет отладить все бизнес-процессы, добиться прибыльности компании, сформировать коллектив и т.д. Я уверен в своих сотрудниках, они знают, что, как и когда делать, и у нас нет текучки кадров. Облгазу до столь радужного состояния еще очень далеко. Вместе с тем это производственная компания, и именно она отвечает за эксплуатацию газопроводов. И размеры у нее несколько иные, нежели у НТЭК, где работают 253 человека: 5 000 сотрудников, 33 подразделения, 6 филиалов и 1236 единиц техники. Управлять такой компанией очень тяжело, и дела двигаются не так быстро, как было в НТЭК и как бы мне того хотелось. Тем не менее, мы восстанавливаем «Нижегородоблгаз», чтобы она могла выполнять свою миссию: надежное и бесперебойное снабжение газом потребителей региона.

— Судя по вашему рассказу, вы-то точно знаете, как отличить реальную миссию компании от пустой декларации...
— Никогда об этом не задумывался. Чем меньше мы думаем, по декларации мы живем или нет, тем больше делаем. Деньги можно пощупать, миссию – нет. Миссия – это мечта, исполнить которую компания должна стремиться на протяжении долгих лет. И это единожды сформулированный постулат, компания растет, развивается, но он не меняется. Мне ближе конкретные задачи.

— А лично для себя приходилось формулировать миссию, вроде «вырастить трех сыновей, посадить три дерева и построить три дома»?
— Не люблю загадывать надолго.

— Живете сегодняшним днем?
— Я бы так не сказал. Никогда не жил сегодняшним днем. Но я планирую свою жизнь в разумной перспективе – максимум на год. Думаю, что мало кто способен прогнозировать собственную жизнь на больший срок. Это было бы слишком самонадеянно…



свежий номер


 
 
603006, Нижний Новгород, ул. Провиантская, 47, оф. 502.
Тел. +7 831 218-36-93, +7 831 218-61-83 (размещение рекламы)
Copyright © 2007-2015 «b-mania.ru»