Деловой журнал
Главная Писать нам Карта сайта
Поиск:   




    О журнале     Онлайн версия     Архив     Контакты


Загрузить данные?

 

Американцы бьют тревогу: в Интернете скоро появятся пробки, и получить нужную информацию станет проблематично. В то же время некоторые российские эксперты заявляют, что количество пользователей сети скоро перестанет расти.

Что же будет происходить с Интернетом в ближайшее время? И будем ли мы пользоваться компьютерами для входа во всемирную паутину?

Вызываю базу!
В РИА Новости со ссылкой на Павла Храмцова (RU-Center) недавно прошла информация о том, что, по данным за 2007 год, количество пользователей Рунета перестало расти. Насколько эта информация соответствует действительности и что представляет собой пользовательская база сейчас, мы спросили у экспертов.
– Во-первых, Павел Храмцов говорил это не от своего имени, а со ссылкой на последний отчет ФОМ, – поясняет Андрей Себрант, директор по маркетингу сервисов Яндекс (Москва). – Во-вторых, совсем недавно ведущий аналитик ФОМа Ефим Галицкий в интервью изданию Telnews.ru признал, что данные ФОМ в отношении падения числа пользователей Рунета были неверными. Заявил он буквально следующее:
«Тут я вынужден извиниться перед нашим уважаемым интернет-сообществом. К сожалению, при подготовке ранее опубликованного на сайте Фонда «Общественное мнение» отчета «Зима 2007/08» техническим персоналом была допущена серьезная ошибка. Обнаружить ее помог Денис Фролов, менеджер по продвижению в сети интернет-компании «Симеон» из Ростова-на-Дону, за что мы выражаем ему искреннюю признательность. Он заметил, что, по нашим данным, число пользователей Интернета в Южном федеральном округе почти не изменилось в относительном выражении, но якобы резко сократилось в абсолютном.
Проведя расследование, мы обнаружили, что процедура взвешивания, приводящая структуру опрошенных в соответствие с региональными пропорциями, была выполнена неверно. В настоящее время отчет перерабатывается и будет опубликован в ближайшие дни».
По словам Андрея Себранта, на недавно прошедшей конференции «Интернет и бизнес» вопрос о размере аудитории Рунета и ее динамике много и бурно обсуждался. Большинство экспертов – как работающих в исследовательских компаниях (например, TNS-Gallup), так и в крупнейших интернет-компаниях – сходятся во мнении, что аудитория продолжает расти, хотя ее сезонные колебания действительно стали в 2007 году более заметными. Прирост аудитории за год составляет около 30%, и эта картина сохраняется, если сравнивать первые кварталы 2007 и 2008 годов.
Марина Соловьева, директор по операциям компании Gemius по России (Москва), утверждает, что «Интернет, действительно, мог расти медленнее обычного зимой, так как пики подключений приходятся на весну и осень. Думаю, что стоит подождать апрельских данных и сравнить их с мартовской аудиторией, которая, по данным gemiusAudience (на базе оффлайн-опросов ФОМ), составила 24,6 млн. человек».
Однако, по мнению Алексея Беляева, президента ассоциации «Интернет и Бизнес» (Москва), пользовательскую базу достаточно сложно измерить.
– Исследовательские компании предоставляют разные данные, зачастую потому, что используют разные генеральные совокупности. Например, измеряют только города с численностью населения не меньше 100 000. С технической точки зрения базу тоже сложно измерить. Много людей пользуются компьютером как на работе, так и дома. Счетчик воспринимает в данном случае одного человека как двух разных пользователей. Я думаю, что прирост пользователей Интернета будет происходить за счет регионов и увеличиваться примерно на 20% в год (порядка 5 млн. человек).
Марина Соловьева тоже уверена, что в ближайшие 2-3 года рост продолжится, так как резервы для увеличения числа пользователей у России еще огромные.
– В первую очередь, за счет регионализации, где уровень проникновения совсем мал, и во вторую очередь – за счет подключения к сети «старших» поколений. Здесь, кстати, уже существенно помогли такие сервисы, как «Одноклассники», буквально приглашая новых пользователей в сеть «найти старых друзей-подруг», – считает она.
По оценкам компании Gemius, доля столичной интернет-аудитории (включая Москву с сателлитами и Санкт-Петербург) составляет около 35-40%. Остальное приходится на регионы.

Медленно, но верно
Однако Андрей Себрант уверен, что рост Рунета все-таки замедлится по ряду причин.
– К ним относятся, в частности, демографическая ситуация в России (из-за проблем с рождаемостью в 90-е годы сегодня число школьников, начинающих пользоваться Интернетом, ниже, чем несколько лет назад), высокое проникновение Интернета в столицах (в Москве сейчас уже более 60% населения в возрасте старше 12 лет пользуются Интернетом, то есть ресурсов для роста этой доли осталось немного), – поясняет он.
По словам Себранта, на регионы (т.е. на Россию за вычетом двух столиц) сейчас приходится больше половины месячной аудитории. А вот в ежедневной аудитории доля регионов значительно меньше. Это означает, что интенсивность пользования Интернетом в регионах намного ниже, чем в столицах. Причина понятна: высокая интенсивность пользования является прямым следствием массового распространения НЕкоммутируемого доступа с домашних компьютеров, т.е. использования домашних сетей, ADSL, кабельного Интернета. В регионах же доля dial-up соединений в разы выше, чем в Москве.
– Вообще, когда смотришь на разные характеристики использования Интернета, то в регионах наблюдается картина, очень похожая на ту, что была в Москве 2 года назад, – продолжает Андрей Себрант. – Это верно и для доли пользователей Интернета среди активного населения, и для распределения по типу доступа, и для интенсивности пользования. Можно надеяться, что регионы сейчас стоят на пороге того бума неограниченного и сравнительно дешевого широкополосного доступа, который как раз 2-3 года назад случился в Москве. Если ситуация с домашним доступом в регионах будет развиваться так же, как она развивалась в Москве, то мы действительно увидим очень бурный рост как числа пользователей в регионах, так и их активности. Со своей стороны мы в этом отношении много всего делаем. Например, запустили программу «Локальная сеть», в рамках которой ресурсы Яндекса становятся более доступными для региональных пользователей.

Заторов не будет
Хотя в Америке уже заговорили о возникновении в ближайшем будущем «пробок» в Интернете: техническая база не поспевает за количеством запросов, эксперты полагают, что это обычные «страшилки». Марина Соловьева считает, что до «пробок» в Интернете нам достаточно далеко. «Да и в Америке, если честно, это все больше похоже на какие-то «пугалки», если не для народа, то для небольших интернет-компаний», – отмечает она.
– Оценивать инвестиции провайдеров в техническое оснащение я не возьмусь, но замечу, что даже в случае США упомянутые разговоры скорее напоминают страшилки, которые так любят журналисты, чем серьезные мнения, – поясняет Андрей Себрант. – О том, что Интернет умрет по тем или иным техническим причинам, говорят уже много лет, и многие обещанные даты смерти уже далеко позади. Среди специалистов, чьему мнению я доверяю, не наблюдается никакой паники по поводу технических ресурсов Интернета в России.

Сеть поглотит всех?
А вот прогнозы относительно роста пользовательской базы эксперты строят разные.
– Среди москвичей моложе 18 лет доля пользователей Интернета составляет больше 90%. У меня нет оснований считать, что по мере взросления эти ребята вдруг перестанут пользоваться Интернетом, – считает Себрант. – Я уверен, что через несколько лет и доля пользователей среди их сверстников в других городах будет не ниже. Так что по мере взросления тех, кто с Интернетом вырос, доля пользователей во всем населении страны будет стремиться как минимум к тем самым 90%. Поэтому перспективы для роста прекрасные, и пределом является только число жителей России. Но, конечно, до полной интернетизации страны пройдут многие годы.
По словам Марины Соловьевой, предел роста нашего Интернета на самом деле оценить достаточно сложно, потому что трудно предсказать, как будет (и будет ли вообще) подключаться к сети сельское население. Если говорить примерно о 100 млн. «горожан», которые проживают в России, то 70-80 млн. из них, наверное, и будут составлять некий предел, после которого рост будет уже незначительный.
– Я думаю, что Интернет, в конечном счете, охватит порядка 50% населения нашей страны. не могу сказать сколько займет это времени – 10 или 15 лет, – рассуждает Алексей Беляев. – По поводу оттока людей из Интернета сейчас говорить сложно. Я думаю, отток начнется, если появится какая-то «замена» Рунету.
Если говорить о будущем Интернета, то, по мнению Беляева, социальные сети – уже прошлое, тренд 2007 года. Будущее Интернета и тренд 2008 года – видео. Именно поэтому сейчас большой популярностью пользуются smotri.com и YouTube. Практически у каждого человека сейчас мобильный телефон с видеокамерой, и фактически любой может снимать какие-то интересные вещи.
Елена Лужаина, коммерческий директор компании «Энфорта» (Нижний Новгород) считает маловероятным, что в скором будущем люди могут вообще перестать пользоваться компьютерами.
– Уже сегодня люди пользуются смартфонами и КПК, поддерживающими WiFi для выхода в сеть Интернет. Другой вопрос: а удобно ли пользоваться крошечной клавиатурой и джойстиком?
В целом стоимость трафика падает, и постепенно все наши коммуникации перейдут в сеть: Интернет, телефония, телевидение – фильмы можно будет смотреть прямо с экрана ноутбука или КПК.
Однако более долгосрочных прогнозов на будущее эксперты не делают: кто же знает, какие гениальные идеи вдруг родятся и перевернут все с ног на голову?..



свежий номер


 
 
603006, Нижний Новгород, ул. Провиантская, 47, оф. 502.
Тел. +7 831 218-36-93, +7 831 218-61-83 (размещение рекламы)
Copyright © 2007-2017 «b-mania.ru»