Деловой журнал
Главная Писать нам Карта сайта
Поиск:   




    О журнале     Онлайн версия     Архив     Контакты


Теория и практика игры и ее познавательные и воспитательные возможности

 

В игре свободно и естественно проявляется главная, игровая деятельность ребенка, через которую он осознает и изучает окружающий мир. В игре он получает широкие возможности для выявления личностного творчества, личной активности, демонстрации своих потенциальных возможностей. Только игра предоставляет ребенку свободу действий и выбора, в ней он не испытывает психического закрепощения. Игра предоставляет ребенку возможность ненасильственного и полного развития его природных сил и готовит его к жизни.

Специфику педагогического руководства играми детей раскрывал в своих трудах Я. Корчак. Каждый ребенок - это особый мир, и познать его сможет только тот, кто разделяет с ребенком его огорчения и волнения, его радости и успехи. Ребенок должен чувствовать сильные руки, слышать биение сердца близкого ему человека, который всегда рядом, всегда объяснит и поймет, всегда поможет и сможет предоставить "возможность найти себя в обществе, себя в человечестве, себя во Вселенной".

Центральным моментом в теории игры является ролевая позиция ребенка. По мнению Дж. Мид, игра возникает как игра, если ребенок в игровом действии имеет возможность создать "Я"-реальное и «Я»-условное.

Ребенок берет на себя игровую роль и с ее помощью получает возможность полнее осознать собственное "Я" в процессе взаимодействия с другими людьми, обмена символами, где признается способность человека принимать роль другого человека как партнера по общению.

В работе американского психолога Р. Дреджера "Основы личности" раскрывается ролевая позиция ребенка в игре как ожидаемое поведение, относящееся к определенной социальной структуре. Взяв на себя любую игровую роль, ребенок выступает как самостоятельный автор роли, который способен ее творчески развить, дофантазировать относительно своего опыта, знаний, умений, впечатлений; как лидер, который выходит в игре на первый план; как инициатор и организатор: как наблюдатель, который довольствуется ролью зрителя, участвует в игре лишь косвенно: как бунтарь, это конфликтный ребенок, который постоянно с чем-либо не согласен ("дух противоречия").

В этих разных ролях "образ-Я" понимается как отношение человека к себе.

Таким образом, термин "игра" - понятие многомерное - это деятельность и познание, развлечение и творчество, подражание и общение, отдых и тренинг. В игре человек одновременно отражает свое отношение к окружающей среде и в то же время получает информацию о себе от других людей или атрибутов игровой деятельности.

Есть три способа объяснения игры, отмечает исследователь психологии игры Е. Гросс. Это теория отдыха, теория избытка сил и теория упражнения или самовоспитания.

Отечественные психологи и педагоги также уделяли большое внимание игре и подчеркивали значительную ее роль в процессе воспитания ребенка как личности. В своих трудах К.Д. Ушинский обращает внимание на значение игры в развитии морально-волевых сторон личности, определяет диагностический и прогностический характер игр, поднимает вопрос о вооружении педагогических кадров теорией и практикой игровой деятельности.

К.Д. Ушинский утверждал, что в игре дети ищут не только наслаждение, но и стремятся к самоутверждению через интересное и важное для них занятие. В игре ребенок стремится жить, чувствовать и действовать.
Выдающийся педагог А.С. Макаренко придает большое значение воспитательным функциям игры, которая является школой подготовки к жизни, работе. Игра предоставляет ребенку возможность нестандартно вести себя в условно-реальной ситуации. В игре ребенок активно проявляет личностное отношение к происходящему, учится свободно отстаивать точку зрения. Ценностное начало игры заключается не только в том, что в ней ребенок выступает в роли творца и наиболее полно раскрывает свои потенциальные способности, но и игровая деятельность способствует сохранению физического и психического здоровья игроков. Наибольшего эффекта в воспитании личности можно достичь при игровом взаимодействии.

Чтобы ребенок рос активным и здоровым, следует оборудовать в дворе игровую площадку с различными спортивными снарядами. Такая детская игровая площадка станет местом, где ваш малыш будет с удовольствием проводить свое свободное время, параллельно развивая физическую силу, ловкость и координацию.


23.01.2013



свежий номер


Свежий номер
 
603006, Нижний Новгород, ул. Провиантская, 47, оф. 502.
Тел. +7 831 218-36-93, +7 831 218-61-83 (размещение рекламы)
Copyright © 2007-2015 «b-mania.ru»