Сегодня принято рассматривать конфликты как конструктивное явление, способствующее разрешению противоречий и эскалации развития бизнеса. Такой взгляд не отменяет необходимости рационального управления конфликтами. В зависимости от целей и интересов конфликтующих сторон применяется один из пяти стилей разрешения конфликтов, описанные в методиках управления персоналом.
Стиль конкуренции применяется в тех случаях, когда один или оба участника конфликта проявляют активность и намерены разрешить конфликт, руководствуясь прежде всего собственными интересами в ущерб потребностям другой стороны.
Стиль уклонения наблюдается в ситуациях, когда конфликтующие стороны не уверены в положительном исходе конфликта и не хотят тратить время на его разрешение.
Стиль приспособления предполагает действия, нацеленные на адаптацию к сложившимся обстоятельствам, без попыток отстаивания своих интересов. При этом один из оппонентов смиряется с доминированием другого. Такой стиль целесообразен, если уступки не влекут больших потерь, но помогают сохранить доброжелательные отношения.
Стиль сотрудничества – один из самых рациональных. Каждая из конфликтующих сторон активно участвует в процессе разрешения конфликта, защищая свои интересы, но одновременно прислушиваясь к мотивам другой стороны, что позволяет прийти к обоюдовыгодному результату. Данный стиль эффективен в тех случаях, когда участникам конфликта необходимо сохранить благоприятные партнёрские отношения, не взирая на временные расхождения во мнениях. При этом каждая из сторон должна доходчиво изложить свою позицию и выслушать взгляд оппонента.
Стиль компромисса сопровождается целенаправленными уступками, на которые идёт каждая из сторон. Он близок к стилю сотрудничества, но зачастую сопровождается большими потерями в связи с тем, что предметом конфликта обычно является взаимоисключающий интерес.
Каждый из стилей может успешно применяться для эффективного управления конфликтами, при условии, что при выборе стиля учитываются особенности ситуации, давность и предмет конфликта.
13.10.2011
|